Предъявляемые требования к опыту работы увеличены как в части опыта, исчисляемого в количестве изготовленных протезов, так и в части общей стоимости исполненных контрактов

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме «Выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей в 2021 году». Из жалобы следует, что в конкурсной документации требования, установленные к опыту работ, исчисляемого в количестве изготовленных протезов, общей стоимости исполненных контрактов, неправомерно увеличены, что ведет к ограничению количества участников закупки, и противоречит п. 27 Правил оценки заявок, согласно которому показателями критерия оценки заявок могут быть показатели сопоставимого характера и объема.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).

В конкурсной документации определены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Так, стоимостным критерием оценки заявок на участие в конкурсе является «цена контракта», значимость критерия 60%; нестоимостным критерием оценки заявок на участие в конкурсе является «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», значимость критерия 40%.

При этом, установлены следующие показатели нестоимостного критерия оценки:

  1. «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема».

Оценка показателя (баллы)- 100

Коэффициент значимости показателя- 0,4

По данному показателю оценивается наличие у участника закупки опыта по успешной поставке товаров сопоставимого характера и объема. Оценивается объемом выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных протезов нижних конечностей получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.

При этом количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 52 протезов.                 …

Сведения о наличии опыта участников подтверждается копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с ФЗ№44, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объеме выполненных работ. Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе на участие в конкурсе.

Предельное необходимое максимальное значение показателя - 260 протезов нижних конечностей.

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле, указанной в п.24 Правил.

  1. «Опыт участника по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема»

Оценка показателя (баллы)-100

Коэффициент значимости показателя- 0,6

По данному показателю оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.

При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 6 052 904,00 рублей.

Сведения о наличии опыта участников подтверждается копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с ФЗ№44, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения о стоимости выполненных работ. Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе на участие в конкурсе.

Предельное необходимое максимальное значение показателя – 30 264 520,00 рублей.

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле, указанной в п.24 Правил.

Вместе с тем, согласно условиям конкурсной документации объектом закупки (предметом контракта) являются работы по изготовлению протезов нижних конечностей в количестве 52 штук. Максимальное значение цены контракта составляет 6 052 904,00 рублей.

Проанализировав максимальные показатели нестоимостного критерия, Комиссия пришла к выводу, что в нарушение требований пункта 27 Правил, предъявляемые требования к опыту работы увеличены как в части опыта, исчисляемого в количестве изготовленных протезов (260 штук), так и в части общей стоимости исполненных контрактов (30 264 520,00 рублей). Показатель критерия оценки в части общей стоимости исполненных контрактов (30 264 520,00 рублей) значительно превышает начальную (максимальную) цену контракта (6 052 904,00 рублей), и, следовательно, не может быть сопоставим по объему.

Комиссия отмечает, что участники закупки наделены равными правами по отношению друг к другу.

 Вышеуказанные максимальные показатели нестоимостного критерия не позволяют одержать победу в закупке отдельным хозяйствующим субъектам, например, субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых отсутствует возможность конкурировать с более крупными предприятиями в части исполненных контрактов на сумму 30 264 520,00 рублей.

Следовательно, участники закупки поставлены в неравные условия, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе в части создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что максимальные показатели нестоимостного критерия, во-первых, не сопоставимы с объемом работ, стоимостью контракта, во-вторых, создают неравные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Таким образом, действия заказчика, установившего избыточные и необъективные максимальные показатели по нестоимостному критерию, нарушают требованиям статьи 8, части 8 статьи 32, пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.         

В конкурсной документации установлено, что сведения о наличии опыта участников подтверждается копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральными законами № 44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения о стоимости выполненных работ.

Комиссией установлено, что на Официальном сайте содержатся сведения о закупках, объектом которых является выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Установление в качестве критерия оценки наличие опыта выполнения работ исключительно по государственным контрактам ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.

Сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы. При этом, требования Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085 не содержат права заказчика ограничивать виды контрактов (договоров), которыми участник закупки может подтвердить опыт исполнения контракта (договора).

Таким образом, заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объема как по государственным и муниципальным контрактам, так и по контрактам, заключенным в рамках Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».