Невыполнение условий контракта повлекло включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступило обращение Федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения о включении сведений об ООО в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с неисполнением обязательств, принятых контрактом, заключенным по итогам аукциона.

В обращении отмечается, что обязательства по контракту от 20.04.2020 года. ООО не выполняло в связи с чем заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Материалами дела установлено, что отказ заказчика от исполнения контракта был продиктован наличием нарушения со стороны подрядчика, выразившегося в неисполнении обязательств, принятых государственным контрактом от 00.00.2020.

Учитывая неисполнение ООО обязательств, принятых государственным контрактом 00.00.2020, заказчик правомерно реализовал свое право на односторонний отказ от его исполнения в соответствии с действующим законодательством.

Установленные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении условий контракта ООО и соответственно, о невозможности признания отказа заказчика от исполнения контракта немотивированным.

Исходя из ст.104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по осуществлению закупок.

С другой стороны, РНП служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере осуществления закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 года №13-П, от 21.11.2002 №15-П) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Специальная процедура отказа от исполнения контракта по основанию, указанному заказчиком (ч.12 и 13 ст.95 Закона о контрактной системе), была заказчиком соблюдена.

Довод заявителя относительно причины не исполнения контракта явилось следствием эпидемии COVID-19 и объявлением режима самоизоляции расценивается Комиссией необоснованным, так как, меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) введены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 года №206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а согласно информации размещенной на электронной торговой площадке - ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» датой и временем начала аукциона является 00.00.2020 а датой и временем окончания аукциона явилось 00.00.2020.

Таким образом ООО на момент подачи ценовых предложений по аукциону имело представлении о санитарно-эпидемиологическом состоянии на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Более того, согласно вопроса 5 «Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 года)  Нерабочие дни, объявленные таковыми Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года №206 и от 2 апреля 2020 года №239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию ГК РФ, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 Трудового кодекса Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание письменные пояснения заказчика, произведя анализ всех документов, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника закупки, ущербу, нанесенному государственному заказчику, и руководствуясь Комиссия, решила включить сведения об ООО в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).