Разъяснения ФАС по вопросам законодательства о контрактной системе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

  1. По вопросу рассмотрения жалоб на действия (бездействие) оператора электронной площадки.

ГИС "Независимый регистратор" обеспечивает видеофиксацию всех действий участников закупок, осуществляемых ими на электронных площадках, включенных в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р перечень операторов электронных площадок (за исключением специализированной электронной площадки), при проведении на них электронных закупок как в соответствии с Законом о контрактной системе, так и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

ГИС "Независимый регистратор" при осуществлении данной видеозаписи фиксирует также доступность электронных площадок, наличие Интернет-соединения и настройку рабочего места пользователя.

Система отслеживает работоспособность ЕИС и электронных площадок, а также фиксирует (в том числе с помощью видео) действия участников контрактной системы.

Использование функционала ГИС "Независимый регистратор" позволит участникам закупок зафиксировать случаи возникновения технических неполадок в работе оператора электронной площадки, в том числе при подаче заявок на участие в закупке и подаче ценовых предложений, заключении контракта с заказчиком. Данные видеофиксации ГИС "Независимый регистратор" участники закупок могут представить в ФАС России для подтверждения наличия или отсутствия технических неполадок в работоспособности электронной площадки.

При этом необходимо отметить, что скриншоты (снимков экрана) не позволяют проверить их достоверность и не могут свидетельствовать о наличии или отсутствии технических неполадок в работе электронной площадки.

На основании изложенного, участникам закупок целесообразно при участии в электронных процедурах пользоваться ГИС "Независимый регистратор" для защиты своих прав и законных интересов.

 

   2. По вопросу о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) и установления национального режима при осуществлении закупок медицинских изделий.

Ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень товаров, в отношении которых установлены ограничения допуска товаров, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Перечень N 1).

Заказчики обязаны выполнять требования нормативных правовых актов, устанавливающих в соответствии с ч.3 и 4 ст.14 Закона о контрактной системе запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг.

При этом в нормативных правовых актах, устанавливающих запрет или ограничение при проведении закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, помимо кода ОКПД2 установлено в том числе наименование товара.

Таким образом, при установлении соответствующих запретов или ограничений необходимо руководствоваться в совокупности как кодом в соответствии с ОКПД2, так и наименованием вида товара.

При этом исходя из положений Закона о контрактной системе выбор кода КТРУ не влияет на применение или неприменение национального режима.

 

   3. По вопросу о проведении переговоров с участником закупки в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с ч.1 ст.46 Закона о контрактной системе проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Обращаем внимание, что проведение переговоров между заказчиками, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки допускается после определения такого участника победителем.

Таким образом, переговоры заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в соответствии со ст.46 Закона о контрактной системе запрещены, поскольку указанные действия могут привести к искусственному ограничению конкуренции при проведении торгов и последующему созданию для его победителя более выгодных условий исполнения контракта, а также к разглашению конфиденциальных сведений (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

В соответствии с п.6 ч.4 ст.38 Закона о контрактной системе контрактная служба, контрактный управляющий организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Так, например, в соответствии с ч.5 ст.22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) может использоваться информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

При этом обращаем внимание, что организация консультаций не должна быть направлена на согласованные действия по разработке и введению технической документации с заранее определенной направленностью, организации торгов с привлечением определенного круга участников в целях обеспечения победы в торгах заранее определенного лица, что может привести к ограничению доступа на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.02.2019 N Ф03-308/2019 по делу N А73-3220/2018).

Также сообщаем, что взаимодействие заказчика с поставщиком на этапе исполнения контракта в соответствии с ч.1 ст.94 Закона о контрактной системе осуществляется после заключения контракта и направлено на достижение целей осуществления закупки, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст.95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

При этом взаимодействие заказчика с поставщиком, указанное в ч.1 ст.94 Закона о контрактной системе, осуществляется на этапе исполнения контракта в соответствии с условиями контракта.

Дополнительно сообщаем, что наличие либо отсутствие признаков нарушения Закона о контрактной системе, в том числе наличие признаков ограничения количества участников закупки и создание преимущественных условий для конкретного участника, возможно установить по результатам соответствующего контрольного мероприятия при рассмотрении конкретной закупки, исходя из положений документации о закупке, заявки участника и всех обстоятельств дела.

 

   4. По вопросу о сроке для обжалования решения контрольного органа в сфере закупок, принятого по результатам контрольного мероприятия.

В соответствии с ч.3 ст.106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения.

Так, согласно ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, о совершении иных действий, предусмотренных ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в единой информационной системе в указанный срок.

Согласно п.3.22, 3.33, 3.34, 3.38 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент) рассмотрение жалобы осуществляется на заседании Комиссии контрольного органа, и по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия оглашает резолютивную часть принятого решения.

Полный текст решения изготавливается в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня рассмотрения жалобы.

После изготовления и подписания полного текста решения, но не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения текст решения размещается контрольным органом в единой информационной системе в сфере закупок.

Ч.9 ст.106 Закона о контрактной системе установлено, что решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

На основании вышеизложенного решение, принятое по итогам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня оглашения резолютивной части решения.

 

   5. По вопросу об установлении требований к участникам закупки на поставку медицинского оборудования и услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники.

Ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно положениям Закона о контрактной системе заказчик самостоятельно определяет требования к предмету закупки с учетом положений ст.64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об осуществлении закупки не может содержать требования к товару, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Следовательно, заказчик вправе объединить в один лот (предмет закупки) поставку оборудования и выполнение сопутствующих работ (услуг), таких как обучение специалистов, техническое обслуживание медицинского оборудования, перевозку и погрузочно-разгрузочные работы, если такое объединение не повлечет за собой ограничение количества участников закупки.

Вместе с тем обращаем внимание, что при осуществлении указанной закупки установление требования о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по выполнению работ (услуг), подлежащих лицензированию, в составе заявки на участие в электронном аукционе может привести к нарушению п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе в части установления требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона.

Таким образом, в случае объединения в один предмет закупки поставки медицинского оборудования с выполнением сопутствующих работ (услуг), подлежащих лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", заказчик вправе установить требование о наличии лицензии на лицензируемый вид работ (услуг) у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о предоставлении указанной лицензии в составе заявки на участие в закупке. К выполнению указанных сопутствующих работ (услуг) поставщик вправе привлечь субподрядчиков, имеющих лицензии на данные виды деятельности.