Описание объекта закупки привело к ограничению конкуренции

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя на действия заказчика при проведении электронного аукциона «Площадки спортивные для спортивных игр на открытом воздухе».

Согласно доводам жалобы, в документации об аукционе заказчик установил требования к товарам (песок природный, битумы нефтяные дорожные, брусья необрезные, смеси асфальтобетонные, бетон) в нарушение положений статей 33 и 64 Закона о контрактной системе.

Заказчик представил письменные возражения по доводам жалобы.

Рассмотрев доводы заявителя, письменные возражения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В единой информационной системе в сфере закупок 24 апреля 2020 года было размещено извещение №000000000 о проведении электронного аукциона «Площадки спортивные для спортивных игр на открытом воздухе» с начальной (максимальной) ценой контракта – 6 066 961,04 рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

 Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

В техническом задании документации об аукционе указаны объемы работ, требования к товарам, используемым при выполнении работ выделены отдельным файлом.

Заказчиком установлены следующие требования к «Песку природному»: Класс песка: первый; второй. Группа песка: требуется средняя. Содержание глинистых и пылевидных частиц ≤ 3%. Товары должны соответствовать соответствующим ГОСТам, в том числе ГОСТ 8736-2014.

Согласно ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия» содержание глинистых и пылевидных частиц для средней группы песка первого класса не должно превышать 2 % по массе; второго класса не должно превышать 3 % по массе.

Таким образом, требования к показателю содержание глинистых и пылевидных частиц песка установлены в соответствии с ГОСТ 8736-2014.

         Согласно инструкции по заполнению заявки, в случае использования в техническом задании следующих знаков: «≥», «≥»,«>»; «<», участнику необходимо с учетом значения такого знака предложить конкретное значение характеристики (показателя), за исключением случаев, когда данные знаки сопровождают значение характеристик (показателя) в столбцах «минимальное значение показателя» и «максимальное значение показателя». В последнем случае комбинация знака и значения характеристики (показателя) определяют диапазонный характер требуемого значения не требующее конкретизации, но определяющее соответствие ГОСТу и должно быть предложено в заявке участника в неизменном виде.

Инструкция по заполнению заявки в рассматриваемом случае искажает требования, установленные по данной позиции, и не позволяет участнику закупки корректно оформить заявку.

Указание единицы измерения % без указания «по массе» не нарушает требований установленных к товару, и инструкции по заполнению заявки.

При установлении требований к «Битумам нефтяным дорожным» заказчиком указано: Марка: БНД-60/90, БНД 90/130. Сорт: I. Товары должны соответствовать соответствующим ГОСТам, в том числе ГОСТ 22245-90.

Между тем, согласно ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия» битумы нефтяные по сортам не различаются.

По позиции «Смеси асфальтобетонные» установлено: Содержание щебня, % св. 30 до 40 вкл.

Инструкция по заполнению заявки не содержит информацию порядка заполнения первой части заявки минимального значения показателя со словом «св.».

По позиции «Бетон» установлено: Марка бетона по морозостойкости F300. Товары должны соответствовать соответствующим ГОСТам, в том числе ГОСТ 26633-2015.

Согласно ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» по показателям качества бетоны разделяются по морозостойкости на марки по первому и второму базовому методу (F1300; F2300).

Значение марки не меняется в зависимости от метода определения такого значения. Указание марки морозостойкости без индекса метода определения значения такого показателя не ограничивает участника закупки при формировании заявки на участие в закупке.

По позиции «Бетон» установлено: Марка щебня по морозостойкости: не хуже F100.

Инструкция по заполнению заявки не содержит информацию порядка заполнения первой части заявки минимального значения показателя со словом «не хуже».

В документации об аукционе установлены излишние требования к материалам, используемым при выполнении работ, конкретные показатели которых участники закупки должны представить в составе первых частей заявок.

Комиссия приходит к выводу, что документация об аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе сведения о результатах испытаний таких товаров, сведений химического и компонентного состава товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе. Установление излишних и чрезмерных требований к товару (в том числе и к расходному материалу), а также к описанию участниками закупки в составе своих заявок конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, показателей технологических процессов их изготовления, а также результатов испытаний таких товаров, противоречат пункту 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.