• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Заказчиком при описании объекта закупки установлены избыточные требования

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении аукциона. Согласно жалобе, при описании товаров, установлены требования к характеристикам которые могут привести к ограничению конкуренции, а так же установленные требования к товару по п. «Шпала» не соответствуют требованиям ГОСТ 58615-2019.Заявитель в жалобе просит приостановить закупку до рассмотрения жалобы по существу и выдать предписание об устранении нарушений.

Согласно п.10 раздела II документации об аукционе, требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ установлены в Приложении № 1 к Техническому заданию в прилагаемом файле в формате PDF(далее – техническое задание).

Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее - инструкция) установлена в разделе III документации об аукционе.

Техническим заданием установлены, в том числе, следующие требования к товарам:

-п.Тумба: Координаты цветности (х, у) точек пересечения граничных линий цветовых областей для корпусов тумб должны соответствовать требованиям по ГОСТ 32945-2014:

 -п. Сигнальная веха: координаты цветности световозвращающих поверхностей и корпуса дорожных сигнальных вех должны соответствовать требованиям ГОСТ 32945.

 Требования документации об аукционе должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об аукционе и действующему законодательству.

Более того, инструкция не содержит положений особого порядка заполнения участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе, в том числе по заполнению заявки с учетом положений п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, а также сведений о результатах испытаний товаров, сведений химического и компонентного состава товаров, показателей технологических процессов их изготовления, а также результатов испытаний таких товаров.

Указанные требования могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Условия документации об аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик, уполномоченный орган обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.

Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в товарах.

В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Заказчиком установлено требование по п. «Шпала»:

№ п/п

Наименование товара

Наименование показателя, ед. изм.

Технические и функциональные параметры

4

Шпала

 

Толщина, h±5, мм

150, 180

 

которое противоречит ГОСТ 58615-2019.

Так согласно ГОСТ 58615-2019«Шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи. Технические условия»по размерам поперечного сечения шпалы изготовляют трех типов в зависимости от назначения: (приведенные показатели отражают последовательность выше указанных типов шпал):

- III - для любых путей 5-го класса, в том числе станционных, малодеятельных подъездных и прочих путей с маневрово-вывозным характером движения;

- I- для главных путей 1-го и 2-го классов, а также для путей 3-го класса при грузонапряженности более 50 млн т·км брутто/км в год при скоростях движения поездов более 100 км/ч;

- II - для главных путей 3-го и 4-го классов, подъездных путей с интенсивной работой, приемо-отправочных и сортировочных путей на станциях.

Согласно таблице 1 ГОСТа 58615-2015 Размеры шпал в зависимости от типов должны соответствовать следующим нормам:

- тип I: толщина, h±5, мм равна180;

-тип II: толщина, h±5, мм равна 160;

-тип III: толщина, h±5, мм равна 150.

Таким образом, для шпал типа IIтолщина, h±5, мм должна быть равна 160, заказчик же в техническом задании устанавливает толщину, h±5 только для типов шпал I и III. Тем самым требование Заказчика не соответствуетГОСТ 58615-2015  и вводит участников закупки в заблуждение.

На участие в электронном аукционе было подано 14 заявок, в результате рассмотрения первых частей,13 заявок отклонены от участия в аукционе, 1 заявка признана соответствующей требованиям документации об аукционе и положениям Закона о контрактной системе (протокол рассмотрения первых частей заявок от 29.04.2020г.).