Нарушение порядка проведения аукциона повлекло его аннулирование

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее – Управление) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) поступила жалоба физического лица (далее – Заявитель) на действия Организатора торгов при проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды на земельный участок с к/н по извещению (Лот №1).

Согласно доводам, изложенным в жалобе, заявитель обжалует действия организатором торгов по нарушению порядка проведения торгов.

Проверяя доводы жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Комиссией Управления установлено, что Информационное  сообщение размещено  на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru (далее – официальный сайт).

В силу подпункта 3 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона.

Согласно пункту 2 раздела V «Порядок проведения аукциона и определения победителя» извещения, организатором торгов установлен следующий порядок проведения аукциона: «Участникам аукциона выдаются пронумерованные билеты, которые они поднимают после оглашения аукционистом начального размера арендной платы и каждым очередным размером арендной платы в случае, если готовы заключить договор аренды в соответствии с этим размером арендной платы. Каждый последующий размер арендной платы аукционист назначает путем увеличения текущего размера арендной платы на «шаг аукциона». После объявления очередного размера арендной платы аукционист называет номер билета участника аукциона, который первым поднял билет, и указывает на этого участника аукциона. Затем аукционист объявляет следующий размер арендной платы в соответствии с «шагом аукциона». При отсутствии участников аукциона, готовых заключить договор аренды в соответствии с названным аукционистом размером арендной платы, аукционист повторяет этот размер арендной платы 3 раза».

При этом Комиссия Управления установила, что в ходе проведения аукциона по лоту №1 на 79 шаге была объявлена цена лота в размере 154 011 рублей, указанную цену поддержали участники №1, №2. Далее аукционистом объявлен шаг 80 и цена лота в размере 155 382 рублей, указанную цену поддержали участники №1, №2. На 80 шаге аукциона аукционной Комиссией было решено об объявлении очередного размера цены лота с нарушением действующего порядка, т.е. путем увеличения очередного размера не на один шаг аукциона, а на пять шагов. В связи с чем, аукционистом далее был объявлен 85 шаг аукциона и цена в размере 162 237 рублей, шаг 90  и цена лота в размере 169 092 рубля и т.д.

Вместе с тем, если следовать порядку проведения аукциона, аукционист назначает цену лота путем увеличения текущего размера арендной платы на шаг аукциона, как это указано в пункте 2 Порядка проведения аукциона: «Каждый последующий размер арендной платы аукционист назначает путем увеличения текущего размера арендной платы на «шаг аукциона».

Таким образом, довод заявителя о нарушении организатором торгов порядка проведения аукциона признан обоснованным, так как  допущенные организатором торгов не только могли повлиять на результат определения победителя аукциона, но и решающим образом изменить этот результат. Так подобное увеличение цены лота не в соответствии с порядком аукциона может способствовать неправильной оценке своих возможностей и принятию участниками неправильного решения о дальнейшем участии в  аукционе.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров приняла решение признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений.