Аукционная документация не соответствовала Закону о контрактной системе.

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении аукциона.                                       

Согласно жалобе, документация об аукционе содержит нарушения требований Закона о контрактной системе.

Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, признать в действиях Заказчика нарушение Закона о контрактной системе, выдать предписание о внесении изменений в документацию об аукционе.

Требования документации об аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об аукционе и действующим государственным стандартам. Применительно к товарам, используемым при выполнении работ, соблюдением правил описания объекта закупки является установление требований к товарам в соответствии с государственными стандартами, распространяющимися на данные товары.

Заявитель в жалобе указывает на установление Заказчиком требования о соответствии товара недействующему ГОСТу Р 52345-2005.

Комиссией установлено, что ГОСТ Р 52345-2005 отменен, следовательно установление недействующего стандарта является нарушением   Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссией установлено наличие в документации указания на иной недействующий стандарт, а именно ГОСТ 30266-95 «Мыло хозяйственное твердое. Общие технические условия» , который заменен на ГОСТ 30266-2017.

Заявителем также обжалуется порядок дачи разъяснений Заказчиком.

Так, заявителем был подан запрос  на разъяснение положений документации, содержащий  20 вопросов, однако ответ размещенный Заказчиком не удовлетворил заявителя.

В соответствии с пунктом 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией установлено, что размещенное Заказчиком разъяснение является неполным,  более того размещено с нарушением требований Закона о контрактной системе, в части отсутствия предмета запроса.

Вместе с тем заказчик обязан давать именно разъяснения в отношении положений документации, а не ответы на все поставленные вопросы. Степень удовлетворенности участника закупки полученными разъяснениями – это субъективный фактор, который выходит за рамки правовых оценок и зависит, в том числе, от компетентности участника закупки.

Наряду с вышеизложенным,  внеплановой проверкой установлено, что Заказчиком в документации установлена ссылка на статью  70 Закона о контрактной системе, утратившей силу с 1 июля 2018 года.

Согласно протоколу № 0304200018420000003-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе было подано 19 заявок, из них 17 заявок было допущено к участию, более того в результате конкурентной борьбы победителем аукциона предложена цена  со снижением на  52,53% от начальной максимальной цены контракта, что в свою очередь обеспечивает значительную экономию бюджетных средств.