Региональный семинар-совещание Кабардино-Балкарского УФАС России для государственных и муниципальных заказчиков Республики

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

14 ноября 2019 года Кабардино-Балкарским Управлением Федеральной антимонопольной службы совместно с Местной администрацией городского округа Нальчик был проведен Региональный семинар-совещание, посвященный актуальным вопросам реформы законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг, а также правоприменительной практике территориального антимонопольного ведомства, в части выявления и пресечения нарушений, предусмотренных Федеральным законом №44-ФЗ.

 

Работу семинара вступительным словом открыл временно исполняющий обязанности заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кабардино-Балкарского Управления ФАС России Рамазан Гаев:

«Региональный семинар-совещание проводится в связи с большой заинтересованностью государственных и муниципальных заказчиков Кабардино-Балкарии в целях соблюдения норм действующего законодательства в сфере закупок. Встреча будет посвящена рассмотрению основных вопросов применения Федерального закона №44-ФЗ, а также актуальным изменениям в законодательстве о контрактной системе».

В соответствии с повесткой дня семинара-совещания, Рамазан Гаев, являясь основным докладчиком, рассказал об актуальных вопросах реформы законодательства о контрактной системе:

«Необходимо отметить, что Кабардино-Балкарское Управление Федеральной антимонопольной службы осуществляет контроль за соблюдением Федерального закона №44-ФЗ уже шестой год, основной целю которого является построение единой контрактной системы. Однако, данный Закон изменяется настолько динамично, что заказчики и контролирующие органы должны ежедневно внимательно отслеживать нововведения, дабы не допускать нарушений».

Далее в своем выступлении врио заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок УФАС России по КБР рассказал о нововведениях в Федеральных законах №151 –ФЗ и №152-ФЗ:

«После вступления в силу с 1 мая 2019 года Федерального закона №71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» уже два раза вносились изменения в Федеральные законы №151- ФЗ и № 152-ФЗ. Таким образом, в соответствии с Федеральным законом №151-ФЗ статья 22 дополнила частью 9.2, а также внесены изменения в статью 110.2. В свою очередь, в рамках Федерального закона №152-ФЗ цели осуществления закупок, предусмотренные статьей 13 Закона  о контрактной системе, утратили свою силу».

Также Рамазан Гаев подробно рассказал об изменениях в законодательстве о закупках, предусмотренных Федеральными законами №69-ФЗ и №70-ФЗ,  вступившими в силу 1 мая 2019 года. Особое внимание в своем докладе врио заместителя руководителя – заместителя начальника отдела контроля закупок Управления ФАС России по Кабардино-Балкарской Республике уделил масштабным нововведениям, которые вступили в силу в связи с принятием Федерального закона №71-ФЗ. В рамках указанной темы своего выступления, Рамазан Гаев дал подробные разъяснения участникам Регионального семинара-совещания по следующим вопросам:

- планирование закупок (план-график и план закупок);

- введение правила закупок с неизвестным объемом;

- ведение реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;

- описание объекта закупки;

- изменения условий контракта о неустойке;

- изменения сроков оплаты по контракту;

- изменения сроков возврата заказчиком поставщику, подрядчику или исполнителю денежных средств;

- внесения заказчиком изменений в план-график при отмене определения поставщика, подрядчика или исполнителя;

- ужесточение антидемпинговых мер;

- дополнения к информации, подтверждающей добросовестность участника;

- изменения в правилах, предусматривающих выплату аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки;

- предоставление банковских гарантий в обеспечение заявок;

- изменение размера обеспечения заявок в закупках с НМЦК (изменения, разрешающие нормативную неопределенность, ранее присутствующую в этом вопросе);

- сокращение сроков проведения аукционов;

- изменения в проведение «строительные» аукционы;

- соответствие участников дополнительным требованиям;

- проведения электронного аукциона в рабочие дни;

- осуществление закупки у единственного поставщика;

- проведение внешней экспертизы исполнения контрактов;

- составление отчетов об исполнении контрактов;

- сокращение сроков обжалования закупок;

- заключение заказчиком контракта со вторым участником аукциона без проведения торгов;

- расширение возможностей пересмотреть условия контракта с ЕП;

- введение новых оснований для изменения существенных условий «строительных» контрактов.

В завершении своего выступления врио заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Кабардино-Балкарского ФАС России рассказал об основных планируемых и крайне ожидаемых изменениях в законодательстве о контрактной системе, которые предстоят в ближайшее время:

«В числе планируемых изменений законодательства о закупка оптимизация и сокращение процедур закупок; усиление мер по борьбе с картелями, предоставление исполнителю по контракту права обжалования в административном порядке решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта; перевод в электронную форму всей значимой переписки в ходе исполнения контракта и электронное обжалование в Федеральной антимонопольной службе через ЕИС».

 

Далее в соответствии с рабочей программой Регионального семинара-совещания с докладом выступила главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Управления ФАС России по КБР Тамара Гасиева. В своем выступлении она рассказала о закупке медицинских изделий с учетом ограничений, запретов и условий допуска в рамках национального режима, подробно объяснила, чем отличаются друг от друга механизмы, позволяющие соблюдать требования  данного режима, и как они работают на практике в отношении заявок, поданных для участия в закупках:

«Применение национального режима при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется статьей 14 Закона о контрактной системе. Законодательством о контрактной системе предусмотрены механизмы, которые позволяют соблюдать требования национального режима. Так, для отечественных производителей предусмотрены преимущества при закупке товаров, работ, услуг. Для иностранных поставщиков, подрядчиков, исполнителей по конкретным видам товаров, работ и услуг установлен запрет и ограничение допуска для целей осуществления закупок».

Также сотрудник отдела контроля закупок Кабардино-Балкарского антимонопольного ведомства дала разъяснения по вопросам, связанным с условиями допуска лекарственных препаратов, включенных  в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов  (ЖНВЛП).

 

В рамках работы семинара об особенностях закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в своем выступлении рассказал ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Кабардино-Балкарского Управления ФАС России Рустам Макаев:

«Стоит отметить, что закупка у единственного поставщика (ЕП) является правом, а не обязанностью заказчика, исключение составляют лишь закупки у ЕП при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ. Закупка у ЕП используется во всех случаях, когда сумма контракта является незначительной и не установлены какие-либо дополнительные ограничения. Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регламентированы статьей 93. За время существования 44-ФЗ эта статья неоднократно подвергалась различным изменениям и дополнениям».

 

Далее специалист-эксперт отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР Султан Каляков выступил с докладом «Типовые нарушения, допускаемые государственными (муниципальными) заказчиками», в рамках которого также осветил правоприменительную практику Кабардино-Балкарского территориального антимонопольного ведомства:

«Правоприменительная практика Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике показывает, что заказчики с трудом усваивают огромный объем изменений, которые произошли в законодательство о контрактной системе. Кто-то применяет устаревшие редакции законодательства и нормативных правовых актов, принятых ранее в его развитие. А кто-то, напротив, опережает события, применяя те положения, которые еще не вступили в силу. В рамках своего доклада я постараюсь подробно рассказать о типовые нарушениях, допускаемых государственными заказчиками и тем самым предостеречь специалистов в сфере закупок от ошибок такого рода».

В своем выступлении Султан Каляков дал разъяснения по следующим вопросам:

- ошибочное определение предмета государственного контракта, которое в последующем привело к аннулированию закупки;

- не учтены нововведения Закона о контрактной системе;

- декларирование новизны поставляемого товара: обязан ли участник закупки продекларировать новизну поставляемого товара и обязана ли аукционная комиссия отклонить участников, не продекларировавших новизну товара;

- ограничение конкуренции путем необоснованного отказа от участия в аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством о контрактной системе;

- расхождение количества приобретаемого товара с количеством, использованным для формирования и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, которое привело к отмене закупки;

- установление ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе;

- отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение;

- включение заказчиком в описание товара, работы, услуги обоснования необходимости использования иной и дополнительной информации, чем предусмотренной в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

В завершение Регионального семинара состоялось обсуждение по темам совещания и участники встречи смогли задать вопросы представителям Кабардино-Балкарского Управления ФАС России.