При проведении аукциона заказчиком допущено нарушение Закона о контрактной системе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба                     ООО «» на действия заказчика при проведении аукциона №000000000000 «Капитальный ремонт …».

Согласно жалобе заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ООО «» в сфере предпринимательской деятельности.

Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО «», проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России пришла к следующим выводам.

Требования к содержанию документации о проведении электронного аукциона установлены в ст.64 Закона о контрактной системе.

В соответствие с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.

Ст.33 Закона о контрактной системе закрепляет правила описания объекта закупки.

Так, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе определено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

П.8 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

В соответствии с ч.6 ст.52, ч.2 ст.48,  ч.12.2 ст.48, п.4 ч.13 ст.48, п.1 ч.3.3 ст.49 ГрК ГрК РФ

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит проверке сметной стоимости.

Таким образом, в соответствии с ГрК РФ при проведении капитального ремонта за счет бюджетных средств документация о закупке должна содержать в себе проектную документацию с разделом «смета на капитальный ремонт».

Соответственно, капитальный ремонт объекта капитального строительства, финансируемый с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется на основании, в том числе сметы, являющейся частью проектной документации.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона объектом закупки является капитальный ремонт помещений.

В силу ч.3.1 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п.8 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Однако, в нарушение ч.3.1 ст.66 Закона о контрактной системе в разделе III «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» первая часть заявки на участие в электронном аукционе содержит помимо согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона, указание конкретных показателей товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак              (при наличии).

Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.3 или 3.1 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

В рамках п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.

Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Таким образом, при формировании требования к значениям показателей, характеристик товаров, используемых при выполнении работ по капитальному ремонту, заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Следовательно, требования документации об аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об аукционе и действующим государственным стандартам. Применительно к товарам, используемым при выполнении работ, соблюдением правил описания объекта закупки является установление требований к товарам в соответствии с государственными стандартами, распространяющимися на данные товары.

Вместе с тем, устанавливая требования к материалам из которых изготавливается товар, используемый при выполнении работ, заказчик нарушает правила описания объекта закупки, запрашивает сведения, непредусмотренные ст.66 Закона о контрактной системе, создает преимущества производителям таких товаров.

Так, по позициям 1 «Ацетилен газообразный технический», 10 «Кислород технический: газообразный», 27 «Цемент», 40 «Ацетилен газообразный технический» ведомости материалов документации об аукционе, используемых при выполнении работ по капитальному ремонту, заказчиком установлены следующие требования «Объемная доля ацетилена не менее 98,8%; Объемная доля воздуха и других малорастворимых в воде газов, %, не более 1,4; Объемная доля фосфористого водорода, не более 0,08%. Объемная доля сероводорода, не более 0,05%; Объемная доля кислорода, не менее 99,5%; Объемная доля водяных паров, %, не более 0,009; Объемная доля водорода, %, не более 0,5; Зола-уноса не более 55%; Объемная доля ацетилена не менее 98,8%; Объемная доля воздуха и других малорастворимых в воде газов, %, не более 1,4; Объемная доля фосфористого водорода, не более 0,08%. Объемная доля сероводорода, не более 0,05%.

Требования к значениям показателей, характеристик товаров, используемых при выполнении работ по капитальному ремонту, по позициям по позициям 1 «Ацетилен газообразный технический», 10 «Кислород технический: газообразный», 27 «Цемент», 40 «Ацетилен газообразный технический» получают в результате технологических испытаний, требуя от потенциальных участников закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар.

Учитывая изложенное, Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы приходит к выводу, что требования к материалам, установленные в документации об аукционе, предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также конкретные показатели, полученные в результате технологических испытаний указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе).

Согласно положениям письма ФАС России №ИА/44536/16 от 01.07.2016г. при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Следовательно, документация утверждена должностным лицом заказчика, в последующем размещена в единой информационной системе в сфере закупок с нарушения ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе, нарушив тем самым основополагающие принципы открытости и прозрачности.

В ходе внеплановой проверки, проведенной в рамках поступившей жалобы ООО «», Комиссией Кабардино-Балкарского УФАС России установлено несоответствие положений извещения о проведении аукциона и документации об аукционе, в частности, срок выполнения работ в извещении о проведении аукциона в течении 6 месяцев с 15.01.2020 года, а в п.11 информационной карты электронного аукциона, п.5.2 ч.5 проекта государственного контракта предусмотрено, что работы должны быть выполнены в течение 167 дней с 15.01.2020г.

Следовательно, документация утверждена должностным лицом заказчика, в последующем размещена в единой информационной системе в сфере закупок с нарушения ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе, нарушив тем самым основополагающие принципы открытости и прозрачности.