• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Жалоба ООО «Нью Марк» на действия заказчика при проведении аукциона признана частично обоснованной

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО «Нью Марк» на действия заказчика – Местной администрации сельского поселения Верхний-Чегем Чегемского муниципального района КБР при проведении аукциона «Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)».

Согласно жалобе заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушением требований законодательства о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ООО «Нью Марк» в сфере предпринимательской деятельности. В жалобе указывается, что в одном из пунктов информационной карты аукционной документации заказчиком установлено дополнительное требование в части наличия опыта исполнения одного контракта, однако, как в плане–графике, так и в извещении о проведении аукциона отсутствует соответствующее требование, чем нарушаются положения части 3 статьи 7 и части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе. Заявитель просит приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы ООО «Нью Марк» по существу, признать жалобу ООО «Нью Марк» обоснованной и провести внеплановую проверку.

На участие в электронном аукционе были поданы 2 заявки, в результате рассмотрения первых частей заявки признаны соответствующими требованиям документации об аукционе и положениям Закона о контрактной системе в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок.

Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

На основании части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки, в том числе дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований.

Согласно части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в пункте 16 информационной карты документации об аукционе заказчиком установлено дополнительное требование в части наличия за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

В нарушение части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе в единой информационной системе размещены извещение об осуществлении закупки, документация об осуществлении закупки, содержащие сведения, не соответствующие информациям, указанным в плане-графике, в части наличия за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

Предметом муниципального контракта являются работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)» с начальной (максимальной) ценой муниципального контракта более 18 500 000 миллионов рублей.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.

В части 1 постановления Правительства РФ №99 от 04.02.2015 (далее – ПП РФ №99 от 04.02.2015) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению №1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением №1 к ПП РФ №99 от 04.02.2015.

Учитывая, что в приложении №1 к ПП РФ №99 от 04.02.2015 включено выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, то, соответственно, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть предъявлены дополнительные требования с предоставлением подтверждающих документов.

Однако, в извещении о проведении аукциона отсутствуют дополнительные требования в части наличия за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), вместе с тем, в пункте 16 информационной карты документации об аукционе заказчиком установлено дополнительное требование в части наличия за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей. Документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям должны быть:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч.2 ст.9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (часть 3 статья 7 Закона о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Подпункт 2 пункта 21.2 информационной карты документации об аукционе (Требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в аукционе) установлено, что вторая часть заявки должна содержать следующие документы и информацию, в том числе выданная не ранее одного месяца до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме, который указан в извещении об электронном аукционе, выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 февраля 2016г. №58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации», с указанием сведения о наличии у члена саморегулируемой организации права выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №58 от 16 февраля 2016г. признан утратившим силу в связи с изданием приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №86 от 04 марта 2019 года.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).

Постановлением Правительства РФ №570 от 15.05.2017 (далее – ПП РФ №570 от 15.05.2017) утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Согласно подпункту  «б» пункта 2 ПП РФ №570 от 15.05.2017 конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпункт «а» пункта 1  ПП РФ №570 от 15.05.2017, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018г.

В единой информационной системе размещены сводные сметные расчеты, содержащие конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпункт «а» пункта 1 ПП РФ №570 от 15.05.2017, в том числе общестроительные работы, наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения, благоустройство.

В нарушение подпункт «б» пункта 2 ПП РФ №570 от 15.05.2017 конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпункт «а» пункта 1  ПП РФ №570 от 15.05.2017, определенные по предложению подрядчика, не включены в проект муниципального контракта.

Исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018г.

Не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2 часть 1 статья 64 Закона о контрактной системе).

В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

 На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия Кабардино-Балкарского Управления ФАС России вынесла решение признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Нью Марк» частично обоснованной, а также признать в действиях местной администрации с.п. Верхний-Чегем Чегемского муниципального района КБР нарушения части 3 статьи7, части 2 статьи 8, части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе. Все материалы дела переданы соответствующему должностному лицу Управления ФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.