Жалоба на действия ТУ Росимущества в КБР признана обоснованной в части

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

В Кабардино-Балкарское УФАС России обратился гражданин, который выиграл аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности.

По его мнению, ТУ Росимущество допустило ряд нарушений при проведении аукциона, в частности указало недостоверную информацию об установленном виде разрешенного использования земельного участка. Кроме того, земельный участок не имеет съезда со стороны федеральной трассы; границы участка на местности не определены.

Указанные доводы рассмотрены и отклонены Комиссией Кабардино-Балкарского УФАС России за необоснованностью.

Вместе с тем, Комиссия поддержала заявителя по двум другим доводам. Так, заявитель пояснил, что ознакомившись после проведения аукциона с объектом аренды, установил, что на участке расположены опоры высоковольтных линий электропередач (далее – ЛЭП). Полагая, что нахождение опор ЛЭП затрудняет использование земельного участка ввиду последующего установления под ними режима охранных зон, Заявитель обратился в с соответствующей жалобой в Кабардино-Балкарское УФАС России.

В процессе рассмотрения жалобы было установлено, что по земельному участку с проходит линейный объект федерального значения – опоры линий электропередач.

Материалами рассмотрения жалобы было подтверждено, что в ЕГРН отсутствуют сведения об установлении на земельном участке охранной зоны объектов электросетевого хозяйства. На дату рассмотрения жалобы материалы по согласованию границ охранной зоны находятся на согласовании. Между тем, охранные зоны могут быть установлены в любое время. При названных обстоятельствах Комиссия Управления решила, что нахождение на земельном участке объектов, требующих установления охранных зон, предполагающих определенные условия и своего рода особенности использования земельного участка, могло повлиять на решение претендентами, в том числе заявителем, вопроса участия в проводимом аукционе и о приобретении права аренды земельного участка.

Довод организатора торгов о том, что расположение объекта электросетевого хозяйства должно было быть известно заявителю при проведении визуального осмотра земельного участка, не исключает ответственности организатора торгов за непредставление исчерпывающей информации о земельном участке. Именно организатор торгов как представитель собственника земельного участка, обладая всеми относящимися к предмету аукциона документами и информацией, знал о наличии фактических обременений земельного участка в виде прохождения через него линейного сооружения и должен был сообщить об этом потенциальным участникам торгов. Кроме того, Комиссия отметила, что информация о нахождении на земельном участке опор ЛЭП не содержится в открытых источниках информации, в частности, в публичной кадастровой карте, что исключает возможность ее получения без визуального осмотра земельного участка, который в свою очередь является правом, а не обязанностью потенциальных участников аукциона.

Объявление характеристик земельного участка, выставленного на аукцион, подразумевает определенные его полезные свойства как предмета гражданского оборота. Комиссией Управления установлено, что на земельном участке расположены объекты недвижимости (сооружение) в виде опор ЛЭП, сведения о которых отсутствуют в извещении о проведении аукциона, что является нарушением правил проведения торгов, установленных подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ.

Кроме того, Комиссия признала обоснованной претензию заявителя к организатору торгов в части направления организатором торгов подписанного проекта договора аренды земельного участка с заранее проставленной датой его заключения. Поскольку арендная плата согласно условиям договора начинает начисляться с момента его подписания, арендатор поставлен в невыгодное положение.

Ввиду изложенного жалоба признана обоснованной по двум доводам. Оранизатору торгов выдано предписание о небходимости аннулирования аукциона.