Жалоба ООО «Аукционная компания Успех» на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении аукциона признана необоснованной

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО «Аукционная компания Успех» на действия заказчика - МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - служба заказчика» Местной администрации г. о. Нальчик» и уполномоченного органа при проведении аукциона - Управление по муниципальным заказам Местной администрация городского округа Нальчик, при проведении закупки способом электронного аукциона на обустройство сквера.

Согласно жалобе заявителя, заказчиком при проведении электронного аукциона допущены нарушения Закона о контрактной системе, а именно установлены излишние требования к материалам.

Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, а также в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При описании в документации о закупке объекта закупки использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В требовании к характеристикам материалов, размещенных в единой информационной системе содержится описание объекта и требования к качеству товаров и материалов, используемых при выполнении работ (далее – техническое задание).

Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых материалов, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, значения показателей, которые не могут изменяться (и инструкция по заполнению первой части заявки установлены в документации об аукционе.

Из буквального толкования положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики (уполномоченные органы), осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должным образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

При формировании технического задания заказчику (уполномоченному органу) в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Согласно инструкции, при наличии в ведомости материалов требований к значениям, которые определяются в результате испытаний, химических показателей значений, производить испытания (исследования, расчеты, замеры, и т.п.) для определения конкретных характеристик товара, используемого при выполнении работ, а также иметь такой товар в наличии на момент подачи заявки от участников закупки не требуется. Данные показатели формируются исключительно на основании Ведомости материалов и требований ГОСТ (при их наличии). Если участник закупки обладает информацией о конкретном значении такого показателя, то указывает конкретно соответствующее значение. В случае, если участник закупки не обладает информацией о конкретных значениях показателей характеристик товара, в виду его отсутствия, допускается указать сведения в соответствии с документацией и нормативными актами (ГОСТ и т.д.).

Положения инструкции позволяют предоставлять как конкретное значение, так и диапазонное, обуславливающее о том, что заказчиком не установлены требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.

Доводы жалобы о не объективном описании объекта закупки и ненадлежащей инструкцией признаются Комиссией необоснованными.

В ходе внеплановой проверки установлено, что указанные в документации об аукционе государственные, национальные, межгосударственные стандарты утратили свое действие и распространение, отменены и заменены другими ГОСТами.

Таким образом, заказчиком разработана документация об аукционе, в последующем утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, выразившихся в установлении технических и качественных характеристик  в соответствии с требованиями ГОСТов, срок действия которых истек и заменены на другие национальные, государственные, межгосударственные стандарты.

Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105 и 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия решила признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Аукционная компания Успех»  необоснованной. Также в действиях Управления по муниципальным заказам Местной администрация городского округа Нальчик и МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - служба заказчика» Местной администрации г. о. Нальчик» признаны нарушения части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Все материалы настоящего дела переданы соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.