Жалоба ООО «Каббалкэнергосервис» на действия заказчика при проведении аукциона признана обоснованной

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО «Каббалкэнергосервис» на действия заказчика при проведении аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту.

Согласно жалобе заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ООО «Каббалкэнергосервис» в сфере предпринимательской деятельности. В жалобе указывается, что заказчиком установлены избыточные требования к объекту закупки, обязывающие при подаче заявки на участие в аукционе иметь в наличии товар для представления подробных сведений, которые становятся известны только при испытании определенной партии товара, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Также отмечается заявителем, что в документации об аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первой части заявки.

На рассмотрение жалобы представителями заказчика были представлены письменные пояснения: при описании объекта закупки заказчиком надлежит использовать, если это возможно, стандартные показатели и требования, касающиеся технических и качественных характеристик, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, вышеуказанные требования к товару по позициям, приведенным в жалобе, также регламентированы государственными стандартами. Перечень нормативных документов (ГОСТов) с их наименованиями приведен в приложении к техническому заданию. Кроме того, в инструкции по заполнению первой части заявки сказано, что при наличии в техническом задании требований к значениям, которые определяются в результате испытаний, производить испытания (исследования, расчеты, замеры, и т.п.) для определения конкретных характеристик товара, используемого при выполнении работ, а также иметь такой товар в наличии не требуется. Данные показатели формируются исключительно на основании Технического задания и требований ГОСТ (при их наличии). Если участник закупки обладает информацией о конкретном значении такого показателя, то указывает конкретно соответствующее значение. В случае, если участник закупки не обладает информацией о конкретных значениях показателей характеристик товара, в виду его отсутствия, допускается указать сведения в соответствии с документацией и нормативными актами (ГОСТ и т.д.). В письменном пояснении обращается внимание на то, что Закон не запрещает использовать в инструкции по заполнению заявки неконкретные слова, такие как «должен», «может», «допускается», «более», «менее». Ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе предусмотрено право любого участника электронного аукциона, получившего аккредитацию на электронной площадке, направить запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе. По закупке был направлен только один запрос, который не касался указанных в жалобе позиций, что указывает на то, что доводы, предусмотренные в жалобе, не повлияют на результаты закупки и не ограничивают количество участников закупки. На основании вышеизложенного, представители заказчика просят признать жалобу ООО «Каббалкэнергосервис» необоснованной.

 Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО «Каббалкэнергосервис», проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав пояснения представителей заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России пришла к следующим выводам.

На участие в электронном аукционе было подано 6 заявок, в результате рассмотрения первых частей 1 заявка отклонена от участия в аукционе, 5 заявок признаны соответствующими требованиям документации об аукционе и положениям Закона о контрактной системе в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 21 мая 2019года.

Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).

В рамках п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Таким образом, при формировании требования к значениям показателей, характеристик товаров, используемых при выполнении работ по капитальному ремонту, заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

В п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе определено, что при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, заявка на участие в аукционе, помимо прочего, должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Из совокупного анализа приведенных норм следует, что, устанавливая в документации о закупке требования к товарам, используемым при выполнении работ (минимальные значения, максимальные значения, значения, которые не могут изменяться, подлежащие конкретизации), заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявки на участие в аукционе, иными словами – содержание заявки.

Ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на требования от участников закупки документов и сведений, непредусмотренных ч.3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

П.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе также предусматривает запрет на установление требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников. Данные требования направлены на достижение целей законодательства о контрактной системе, а именно: повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов, на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).

Следовательно, требования документации об аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об аукционе и действующим государственным стандартам. Применительно к товарам, используемым при выполнении работ, соблюдением правил описания объекта закупки является установление требований к товарам в соответствии с государственными стандартами, распространяющимися на данные товары.

Вместе с тем, устанавливая требования к материалам из которых изготавливается товар, используемый при выполнении работ, заказчик нарушает правила описания объекта закупки, запрашивает сведения, непредусмотренные ст.66 Закона о контрактной системе, создает преимущества производителям таких товаров.

Так, по позициям 7 «Мел», 24 «Раствор готовый кладочный цементный», 102 «Краски» требования к значениям показателей, характеристик товаров, используемых при выполнении работ по капитальному ремонту, документации об аукционе заказчиком установлены требования «Природный молотый, содержание СаСО3+MgСО3 в пересчете на СаСО3 должно быть не менее 90%.»; «Диапазон глубины погружения конуса должен быть св. 8 до 12 см включительно»; «Массовая доля пленкообразующего вещества, %, не менее 22»; «Массовая доля летучего вещества, %, не более 12».

Требования к значениям показателей, характеристик товаров, используемых при выполнении работ по капитальному ремонту, по позициям 7 «Мел», 24 «Раствор готовый кладочный цементный», 102 «Краски» получают в результате технологических испытаний, соответственно, положения инструкции по заполнению первой части заявки, в которой сказано, что в случае, если участник закупки не обладает информацией о конкретных значениях показателей характеристик товара, в виду его отсутствия, допускается указать сведения в соответствии с документацией и нормативными актами (ГОСТ и т.д.), не применяются. Более того, если участник закупки указывает сведения в соответствии с документацией об аукционе, то последний обязан указать конкретно соответствующее значение, что обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар.

Учитывая изложенное, Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы приходит к выводу, что требования к материалам, установленные в документации об аукционе, предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также конкретные показатели, полученные в результате технологических испытаний указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе).

Согласно положениям письма ФАС России №ИА/44536/16 от 01.07.2016г. при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Следовательно, документация утверждена должностным лицом заказчика, в последующем размещена в единой информационной системе в сфере закупок с нарушения ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе, нарушив тем самым основополагающие принципы открытости и прозрачности.

В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В инструкции по заполнению первой части заявки предусмотрено, что в случае использования знака «>» при определении времени (ч, мин, сек) использовать как замена слова «быстрее», участник должен предложить меньшее значение времени. В случае использования знака «<» при определении времени (ч, мин, сек) использовать как замена слова «медленнее», участник должен предложить большее значение времени.

В соответствии с письмом ФАС России №ИА/44536/16 от 01.07.2016г. неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

Соответствующие положения инструкции по заполнению первой части заявки вводят участников в заблуждение, в последующем может привести к признанию таких заявок не соответствующими, установленным заказчиком требованиям.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок                 (ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе).

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия, вынесла решение признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Каббалкэнергосервис» обоснованной. А также передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.