Сотрудники отдела контроля закупок УФАС России по КБР Султан Каляков и Рустам Макаев приняли участие семинаре для контрактных управляющих и государственных заказчиков

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

22 февраля 2019 года сотрудники отдела контроля закупок Кабардино-Балкарского Управления ФАС России Рустам Макаев и Султан Каляков приняли участие в очередном семинаре для контрактных управляющих и заказчиков, который ежегодно проводит АО «Единая электронная торговая площадка» в целях повышения уровня технологических и практических знаний в сфере проведения закупок в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

В рамках работы семинара генеральный директор Центра эффективных закупок Tendery.ru, ведущий эксперт РАНХиГС при Президенте РФ – Кирилл Кузнецов выступил с основным докладом, по следующим темам:

- поправки, внесенные Федеральными законами от 27 декабря 2018 года № 518-ФЗ, №512-ФЗ, № 502-ФЗ и № 510-ФЗ;

- новые изменения в КоАП и Федеральном законе № 44-ФЗ с 2019 года;

- планы Минфин РФ и ФАС России по развитию контрактной системы;

- защита интересов заказчика и участника закупки;

- «малые закупки»; единый агрегатор торговли «Березка»;

- специальные счета: обеспечение заявок на участие в закупках в электронной форме;

- Единый реестр участников закупок;

- электронные процедуры в рамках Закона о контрактной системе;

- изменение в правилах проведения электронного аукциона и закупок в «бумажной форме»;

- закупка у единственного поставщика;

- готовящиеся поправки в законодательство;

- техническое задание 2019: обязательность использования каталога товаров, работ и услуг (КТРУ);

- закупка по товарному знаку – стандартные и не стандартные подходы на примерах административной и арбитражной практики;

- указание товарных знаков и точных размеров в техническом задании на примерах из арбитражной и административной практики;

- «дробление закупки» и необоснованное укрупление;

- изменения в правилах поддержки отечественного участника закупки;

- обзор действующих Постановлений Правительства РФ по импортзамещению;

- особенности отдельных видов закупок;

- существенные и обязательные условия контракта на 2019 год;

- практика расчета и обоснования НМЦК;

- приемка товаров, работ и услуг по качеству;

- недобросовестные поставщики и рейдеры;

- разбор примеров контрольно-счетных органов;

- практические способы минимизации административной и уголовной ответственности контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы.

 

В своем выступлении специалист-эксперт контроля закупок УФАС России по КБР Султан Каляков рассказал о восстановленном «блокирующем» контроле в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и для муниципальных нужд. Согласно части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе о контрактной системе Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика. На основании ч.6 ст.99 Закона о контрактной системе порядок осуществления контроля, предусмотренного ч.5 ст.99 Закона о контрактной системе, в том числе порядок действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации, устанавливается Правительством Российской Федерации. В таком порядке Правительством Российской Федерации в дополнение к указанной в ч.5 ст. 99 Закона о контрактной системе информации может определяться иная информация, подлежащая контролю:

«При этом нельзя предугадать, как поведёт себя функционал ЕИС при восстановлении такого «блокирующего» контроля при осуществлении закупок для нужд субъектов РФ и для муниципальных нужд. Напомним, что первая попытка повсеместного внедрения такого «блокирующего» контроля в 2017 году привела к тому, что вся система закупок в рамках Закона о контрактной системе была фактически парализована в 1-м квартале 2017 года. Данный грандиозный провал явился одной из причин передачи полномочий по регулированию контрактной системы из ведения Минэкономразвития России Минфину России».

 

Далее Султан Каляков рассказал о формировании, утверждении и размещении планов закупок на 2019 финансовый год и на плановый период 2020-2021 гг. федеральными государственными бюджетными учреждениями и федеральными автономными учреждениями в случаях, установленных Законом о контрактной системе, которые будут осуществляться через систему «Электронный бюджет».  Согласно письму Минфина России от 23.10.2018 г. №21-02-04/75903 с 2019 года для заказчиков – федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений в случаях, установленных Законом о контрактной системе размещение планов закупок на 2019 финансовый год и на плановый период 2020-2021г. путём заполнения экранных форм в личном кабинете ЕИС будет прекращено.Соответственно, с 2019 года все категории федеральных заказчиков, имеется в виду федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, формируют, утверждают и размещают планы закупок исключительно через систему «Электронный бюджет»:

«Любому заказчику, являющемуся федеральным государственным учреждением, необходимо формировать, утверждать и размещать план закупок на 2019 финансовый год и на плановый период 2020-2021 гг. через систему «Электронный бюджет». Полномочия по формированию, утверждению планов закупок в системе «Электронный бюджет» должны быть автоматически предоставлены участникам системы «Электронный бюджет», ранее уполномоченным на формирование и ведение планов финансово-хозяйственной деятельности».

 

Также в рамках своего выступления специалист-эксперт отдела контроля закупок Кабардино-Балкарского УФАС России рассказал об отмене обязанности по предоставлению обеспечения заявок для бюджетных и автономных учреждений, участвующих в процедурах в качестве участников закупки. Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ с 27.12.2018 г. изложена в новой редакции ч.6 ст.44 Закона о контрактной системе.

«Согласно изменениям, любые государственные и муниципальные учреждения, в том числе бюджетные и автономные, а не только казённые, которые участвуют в процедурах закупок в качестве участников, с этой даты освобождаются от обязанности предоставлять обеспечение заявки. Это существенным образом облегчает участие бюджетных и автономных учреждений в процедурах закупок в качестве их участников».

 

Далее ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок УФАС России по КБР Рустам Макаев дал разъяснения положений Закона о контрактной системе, в части применения антидемпинговых мер. В недействующей редакции части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе  если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе:

«Законодателем устранена коллизия закона, которая зачастую приводила к судебным спорам между заказчиками и участниками закупок в случае применения части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе часть участников закупок, правовую позицию которых поддерживали ряд арбитражных судов, толковали эту норму закону, как не обязывающую предоставлять участника обеспечение исполнение контракта в случае предоставления им информации о своей добросовестности. Теперь в этом вопросе поставлена точка».

 

Также в рамках своего выступления Рустам Макаев рассказал об обязательном переходе с 1 января 2019 года, в большинстве субъектов РФ, на новую систему обращения с отходами, призванную принципиально изменить механизм обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

«Каждый субъект РФ обязан разработать электронную территориальную схему обращения с отходами, утвердить региональную программу и нормативы накопления ТКО и на конкурсной основе отобрать регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, который будет отвечать за полный цикл обращения с ТКО».

 

Далее сотрудник отдела контроля закупок Управления ФАС России по Кабардино-Балкарской Республике дал разъяснения статьи 24.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, вступившей в силу с 1 января 2019 года, в соответствии с которой предусматривается обязательная регистрация всех участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС):

«В ЕИС будет создаётся Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ), который формируется автоматически на основании данных участников, прошедших регистрацию. Ведение ЕРУЗ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации – Федеральным казначейством (постановление Правительства РФ от 13.04.2017 № 442). Регистрация участника закупки в ЕИС осуществляется сроком на три года. При этом участник закупки не вправе подавать заявки на участие в электронных процедурах за три месяца до даты окончания срока своей регистрации в ЕИС. Не допускается регистрация офшорных компаний в ЕИС в качестве участников закупок».

 

По итогам обсуждения каждой темы члены президиума отвечали на вопросы, поступающие от участников семинара. В рамках поступивших вопросов сотрудниками Кабардино-Балкарского Управления ФАС России были даны разъяснения следующих вопросов:

- изменение порядка аккредитации на электронных площадках;

- декларирование новизны поставляемого товара;

- отклонение участников, аукционной комиссией, при отсутствии декларированности новизны товара;

- право требовать оплаты соответствующего предоставления у исполнителя при выполнении работ или оказании услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта;

- изменение редакции пункта 1 части 4 статьи 94 Закона о контрактной системе;

- новая редакция пункта 3 части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе;

- изменение части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе и др.