Заказчиком утверждена документация об аукционе с нарушением требований законодательства о контрактной системе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступило обращение индивидуального предпринимателя Гузоева Р.М. о нарушениях законодательства в сфере закупок, допущенных заказчиком при проведении закупки №0304200017018000024 «Поставка пищевых продуктов для нужд ГКУ «Нальчикский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

На основании пункта 2 части 15 статьи 99, части 26 статьи 99 Закона о контрактной системе, для детального анализа осуществления закупки №0304200017018000024 «Поставка пищевых продуктов для нужд ГКУ «Нальчикский дом-интернат для престарелых и инвалидов» было назначено заседание Инспекции на 13.02.2019г. года и в адрес заказчика было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено:

17.12.2018г. на официальном сайте информационной системы в сфере закупок была размещена закупка №0304200017018000024 «Поставка пищевых продуктов для нужд ГКУ «Нальчикский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Начальная (максимальная) цена контракта  2 975 610 рублей.

В извещении о закупке указаны, все сведения в соответствии с требованием Закона о контрактной системе.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Следовательно, заказчиком формируются извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе и техническое задание исходя из потребностей заказчика с указанием параметров товаров соответствующих государственным, национальным, межгосударственным стандартам.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено, что по всем позициям заказчиком установлены требования к характеристикам товаров в соответствии со своими потребностями, заказчиком не установлены никакие специфические или другие особенные требования, не предусмотренные законодательством на данные виды товаров и участнику необходимо составлять заявку с учетом инструкции по заполнению заявки, которая также содержится в документации об аукционе и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, кроме позиции 18 «Масло сливочное». Согласно техническому заданию к поставке требуется масло коровье сладко-сливочное традиционное в/с 72,5%, однако согласно ГОСТа 32261-2013, массовая доля жира традиционного сладко-сливочного масла должна составлять не менее 82,5%.

Управлением рассматривается вопрос о возбуждении административногопроизводства в отношении должностного лица заказчика по признакам нарушения части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.