При осуществлении закупок продуктов питания,заказчиком нарушены требования законодательства о контрактной системе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО «Бенэлия» на действия заказчика - ГБУЗ «ЦРБ» г.о.Прохладный и Прохладненского муниципального района при проведении аукциона в электронной форме №0804200000118000103 «Поставка продуктов питания № 2» (далее – аукцион, закупка).

В жалобе указывается, что извещение о проведении аукциона размещено в единой информационной системе (далее-ЕИС) по истечении рабочего и большая часть срока подачи заявок приходится на нерабочее праздничное время, а также в нарушение статьи 14 Закона о контрактной системе в документации об аукционе не установлено ограничение в соответствии Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 №832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Заявитель просит провести по данному факту проверку и принять соответствующие меры.

Рассмотрев доводы заявителя, изложенные в жалобе, письменные пояснения заказчика,  изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, Комиссия пришла к следующим выводам:

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 29.12.2018г. в 20.42ч. было размещено извещение о проведении электронного аукциона №0804200000118000103 «Поставка продуктов питания № 2» с начальной (максимальной) ценой контракта – 1 643 200 рублей.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

На основании части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Комиссией установлено, что извещение о проведении электронного аукциона опубликовано 29 декабря 2018 года в 20 часов 42 минуты, предельный срок подачи заявок на участие в аукционе – 11.01.2019 года в 12 часов 00 минут, то есть 13 дней.

В силу статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января – новогодние каникулы и 7 января – Рождество Христово.

В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации                    (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (статья 193 ГК РФ). Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако, если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции                     (статья 194 ГК РФ).

Частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе не установлено, что названные дни должны быть рабочими, и не определено порядка исчисления семидневного срока, однако оценка соблюдения этого срока должна производиться исходя из цели его установления, направленной, в том числе на защиту конкуренции, и с учетом того, что данный срок является гарантией участия в аукционе всех желающих, обеспечиваемой заказчиком в качестве публичной обязанности в соответствии с законодательством. Потенциальным участникам аукциона из семи дней, установленных частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, определенных законодателем как минимальный срок для подачи заявки, было предоставлено время с момента размещения извещения о проведении закупки, поскольку первым рабочим днем является 09.01.2019г.

С учетом данных обстоятельств Комиссия приходит к выводу о том, что установленный заказчиком срок на подачу заявок, выпадающий на нерабочее время, является допустимым исходя из требований Закона о контрактной системе.

Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Следовательно, заказчиком формируются извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе и техническое задание исходя из потребностей заказчика с указанием параметров товаров, соответствующих государственным, национальным, межгосударственным стандартам.

Однако в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, заказчиком в требованиях к товарам по позиции №10 «Масло подсолнечное рафинированное» установлено: «Рафинированное дезодорированное  «Премиум» должно предназначаться для непосредственного употребления в пищу и для производства пищевых продуктов. Рафинированное дезодорированное «Высший сорт» должно предназначаться для детского и диетического питания», тогда как в соответствии с ГОСТ 1129-2013, масло рафинированное дезодорированное «Премиум» предназначается для непосредственного употребления в пищу и для производства продуктов детского и диетического питания, а масло рафинированное дезодорированное «Высший сорт» для непосредственного употребления в пищу и для производства пищевых продуктов.

Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.

В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Однако, ни в документации, ни в извещении об аукционе заказчиком не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 №832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, действия заказчика нарушают положения части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем выявленные нарушения не повлияли и не могли повлиять на результаты аукциона, так как всеми участниками закупки, согласно письменным пояснениям заказчика, предлагаются к поставке продукты питания производства Российской Федерации. Комиссией принято решение предписание об устранении нарушений не выдавать.