Отчетный доклад Кабардино-Балкарского УФАС России по результатам работы в 2012 году

Доклад

В 2012 году Федеральная антимонопольная служба начала работать по «Третьему антимонопольному пакету законов», вступившему в силу в январе.

Новое законодательство расширило перечень мер воздействия на нарушителей антимонопольного законодательства: теперь хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на рынке, может быть сделано «предупреждение» о недопустимости злоупотребления своим положением и дается срок на исправление ситуации. По его истечении в случае неисполнения предупреждения возбуждается антимонопольное дело. 

Так Кабардино-Балкарское антимонопольное управление в 2012 году выдало два предупреждения в отношении ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», по факту навязывания невыгодных условий договора, но, ни одно не было исполнено, в связи с чем, Управлением были возбуждены соответствующие дела.

В первом случае антимонопольное управление   выявило положения, содержащиеся в пунктах Договора поставки газа для обеспечения коммунально – бытовых нужд граждан, условия, противоречащие   требованиям, установленным в статье 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, на основании статьи 39.1. Закона о защите конкуренции выдало ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице филиала в Кабардино – Балкарии предупреждение о необходимости прекращения незаконных действий путем внесения в Договор поставки газа соответствующих изменений в срок до 01 августа 2012г.

Филиал ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» не отреагировал на предупреждение, в результате чего в отношении него было возбуждено дело, а затем и наложен штраф за злоупотребление доминирующим положением в размере 300 тысяч рублей.

По результатам рассмотрения дела, Комиссией Управления было вынесено Решение, о признании ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и выдано предписание, о прекращении нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в навязывании населению республики условий договора, невыгодных для него.

Интерес данного решения и предписания заключается в том, что в силу части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, вышеуказанный договор является публичным, в связи с чем, внесенные в данный договор изменения коснулись интересов всех жителей КБР.

Предписание было исполнено.     

Второе предупреждение было выдано Кабардино-Балкарскому филиалу «Газпром межрегионгаз Пятигорск» за отказ в заключении   единого государственный контракта на поставку природного газа с УФСИН по КБР.

В управление ФАС России по КБР поступило письменное заявление из которого следовало, что УФСИН по КБР обратилось в ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» филиал в Кабардино-Балкарии, с предложением заключить единый государственный контракт на поставку природного газа.

Однако, заключить договор не удалось по причине  несогласия сторон.

Проанализировав поступившую информацию, Комиссия управления ФАС России по КБР пришла к выводу, что действия общества «Газпром» по установлению незаконных требований в договоре и выставлению объемов не соответствующих заявленным ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по КБР, нарушают требования пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Общество «Газпром межрегионгаз Пятигорск»  было предупреждено о необходимости приведения в соответствие проекта Государственного контракта на поставку газа в 2012 году, заключаемого с ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по КБР, путем внесения в договор соответствующих изменений.

Однако, в установленный антимонопольным управлением срок информация об исполнении обществом «Газпром» требований, указанных в Предупреждении, не поступила.

В результате, на филиал «Газпром межрегионгаз Пятигорск» был вновь наложен штраф за злоупотребление доминирующим положением и навязывание невыгодных условий договора в размере 300 тысяч рублей.

К видам нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции, выявленных в 2012 году были действия ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» по отключению потребителей газа (физических лиц) без направления предварительного двойного уведомления об отключении газа.

Анализ рассмотренных в отчетном периоде заявлений, поступивших в Управление, свидетельствует об увеличении доли нарушений ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» части 1 статьи 10, выражающихся в навязывании невыгодных условий договора поставки газа и нарушении порядка ценообразования.

Наиболее вероятными причинами динамики роста количества выявленных нарушений по статье 10 Закона о защите конкуренции, является проводимая Федеральной антимонопольной службой работа по размещению информации на сайте, а также разъяснительная работа по порядку соблюдения Закона о защите конкуренции, увеличилось число обращений юридических и физических лиц в антимонопольный орган.

Контроль органов власти

За отчетный 2012 год  Управлением было рассмотрено 51 дело о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В 2012 году по статье 15 прекращенных в связи с отсутствием факта нарушения антимонопольного законодательства дел нет. По результатам рассмотрения дел выдано и исполнено в полном объеме 51предписание.

Пример дела, возбужденного и рассмотренного за нарушение статьи 15 Закона «О защите конкуренции»:

в результате  проведения  мониторинга сайтов местных администраций городских округов и муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики  было выявлено нарушение, в результате чего Управление ФАС России по КБР возбудило дело в отношении «Аукцион –Консалтинг».

В ходе мониторинга выяснилось, что Специализированная организация «Аукцион-Консалтинг»  разместила на сайте Местной администрации Терского муниципального района КБР извещение о проведении отрытого аукциона по продаже трех земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского поселения Терек, для индивидуального жилищного строительства.

Выявленные факты ограничили (могли ограничить) круг потенциальных участников аукциона.

В результате рассмотрения дела Специализированная организация «Аукцион-Консалтинг» была признана Комиссией УФАС по КБР нарушившей статью 15 Закона о защите конкуренции.

Выдано предписание с требованием о внесении изменений в извещение о проведении аукциона. которое исполнено в установленный срок в полном объеме.

Практика предупреждения соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, сводится к регулярному мониторингу издаваемых нормативных правовых актов, изучению обращений граждан и проведению комплексных проверок.

В 2012 году было выявлено 9 нарушений статьи 17 Закона «О защите конкуренции» . По итогам рассмотрения 9 дел о нарушении статьи 17 Закона о защите конкуренции выдано и исполнено 1 предписание.

В ходе изучения документов, представленных Местной администрацией Лескенского муниципального района КБР по запросу Управления, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике, было выявлено, что извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельного участка для жилищного строительства не содержит полный перечень предусмотренных земельным законодательством сведений, что могло ограничить круг потенциальных участников аукциона. По итогам рассмотрения указанного дела было выдано предписание об устранении нарушения, которое в полном объеме исполнено.

За отчетный период Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской республике рассмотрено 28 заявлений о согласовании предоставления государственной и муниципальной преференции различным хозяйствующим субъектам.

По всем рассмотренным заявлениям о согласовании предоставления государственной и муниципальной преференции различным хозяйствующим субъектам приняты решения о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, в том числе по передаче имущества (денежных и неденежных средств) органами власти КБР -  одно решение, по передаче имущества (денежных и не денежных средств) органами местного самоуправления КБР – 27 решений.

Необходимо отметить, снижение количества поступивших в Управление за 2012 год заявлений о согласовании предоставления государственной и муниципальной преференции (205 заявлений в 2011 году) связано с введением с 01 января 2012 года пункта 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции, предусматривающий предоставление государственной и муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа.

Согласно утвержденному Плану работы Кабардино-Балкарского УФАС России, общее количество запланированных на отчетный период плановых проверок органов власти и органов местного самоуправления КБР составило - 7, проведено всего семь выездных проверок,  дополнительно проведено 3 внеплановых проверки.

По итогам проведенных на основании приказов Управления проверок было возбуждено пять дел о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе одно дело в отношении Министерства экономического развития и торговли КБР и четыре дела в отношении Местной администрации Майского муниципального района КБР. Значительная часть нарушений приходится на предоставление государственной или муниципальной преференции, услуги по продаже муниципального имущества и предоставления земельных участков с собственность или аренду.

Дела по Закону о рекламе

В отчетном году по признакам нарушения Закона о рекламе возбуждено 68 дел. Принято решение о признании нарушений по 52 делам, выдано 47 предписаний.

В сентябре 2012 года вступили в силу изменения Федерального закона «О рекламе», касающиеся вопросов размещения рекламы алкогольной продукции.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», печати и на телевидении.

При этом данный запрет установлен в отношении любой алкогольной продукции (включая пиво).

Необходимо отметить, что к алкогольной продукции относится пиво и вино с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объёма готовой продукции. В случае если в пиве или вине содержится этилового спирта не более 0,5 процента объёма готовой продукции (так называемое безалкогольное пиво, безалкогольное вино), то такие пиво и вино не подпадают под понятие алкогольной продукции. Соответственно, на рекламу такого пива или вина не распространяются требования статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Учитывая изложенное, если распространяется реклама безалкогольного пива или безалкогольного вина с использованием средств индивидуализации продукции (товарных знаков), используемых для обозначения, в том числе пива или вина с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объёма готовой продукции или иной алкогольной продукции, и из рекламы чётко не следует, что объектом рекламирования является именно безалкогольное пиво или безалкогольное вино, то такая реклама должна соответствовать требованиям статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов. До 31.12.2012 реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объёма готовой продукции разрешается в печатных изданиях. С 01.01.2013 реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объёма готовой продукции допускается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции. Соответственно, с 01.01.2013 реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объёма готовой продукции с учётом положений части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» может размещаться в печатных изданиях только в том случае, если данные печатные издания распространяются исключительно в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

Отмечу, что реклама алкогольной продукции не допускается на территории вокзалов, аэропортов, за исключением рекламы, размещаемой внутри тех территорий, на которых допускается реализация алкогольной продукции в соответствии с выданной лицензией (территории магазинов алкогольной продукции, заведений общественного питания, имеющих лицензию на реализацию алкогольной продукции), в том числе так называемых зон «дьюти-фри». Однако такая реклама должна быть размещена таким образом, чтобы быть направленной на потребителей, находящихся внутри данных территорий. В случае размещения рекламы алкогольной продукции на внешних стенах (по внешнему периметру) таких территорий для целей восприятия её потребителями, находящимися вне указанных территорий, такая реклама нарушает положения пункта 4 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Одним из наиболее интересных дел по рекламе в 2012 году было дело, возбужденное в отношении ООО «Ахваз»:

На уличных рекламных конструкциях города Нальчика сотрудниками антимонопольного органа была обнаружена информация о розыгрыше автомобиля среди клиентов ООО фирмы «Ахваз» с признаками нарушения рекламного законодательства.

В рекламе стимулирующего мероприятия (розыгрыша), проводимого обществом «Ахваз», отсутствовали сведения о сроках проведения стимулирующего мероприятия, источнике информации об организаторе мероприятия, о правилах ее проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, месте и порядке их получения.

Между тем, неуказание всех необходимых сведений о стимулирующем мероприятии  является нарушением статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».

Рассмотрев дело о нарушении рекламного законодательства, Комиссия Управления ФАС России по КБР приняла решение признать ненадлежащей рекламу стимулирующего мероприятия,  проводимого фирмой «Ахваз», размещенную на рекламных конструкциях, расположенных в городе Нальчике Кабардино-Балкарской Республики, поскольку в ней были нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».

В результате рассмотрения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3. КоАП РФ на должностное лицо ООО фирма «Ахваз» наложен административный штраф за ненадлежащую рекламу в размере четырех тысяч рублей.

Пример дела по нарушению статьи 5 Закона о рекламе:

В управление ФАС России по КБР поступило заявление с просьбой о разъяснении правомерности  размещения и распространения рекламы с наименованием «10 лучших магазинов строительных и отделочных материалов» в газете «Что? Где? Почем?».

В ответ на поступившую информацию была проведена проверка сведений, в результате которой выяснилось, что в рекламе с названием «10 лучших магазинов строительных и отделочных материалов» был указан перечень  десяти продавцов, которые занимаются деятельностью по продажам строительных материалов,  в том числе и продажей окон из ПВХ профилей».

Доказательств того, что указанная в рекламной информации десятка магазинов строительных и отделочных материалов является лучшей, и по каким критериям было установлено их превосходство над другими участниками рынка строительных и отделочных материалов, газета «Что? Где? Почем?» не предоставила.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения,

о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В результате рассмотрения дела о нарушении рекламного законодательства управление ФАС России по КБР приняло решение признать в действиях ООО «Бора Маиса», которое является рекламодателем и рекламопроизводителем, нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

На основании решения составлен  протокол об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Бора Маиса» Т. (владелица газеты «Что? Где? Почем?») и наложен административный штраф за ненадлежащую рекламу в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.   

Контроль госзаказа

В отчетном году в Управление поступило 358 жалоб на действия заказчиков, уполномоченных органов, конкурсной, аукционной, котировочной комиссий. Возвращено жалоб – 84, отозвано заявителями – 66, признано жалоб обоснованными – 66, признано жалоб необоснованными – 140. Выдано предписаний по итогам рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок по жалобам – 73.

В рамках плановых проверок было проверено 1874 размещения заказов, проведенных способами открытых конкурсов, открытых аукционов, открытых аукционов в электронной форме и запросов котировок.  В результате выявлено 305 нарушений.

По итогам рассмотрения  14 обращений, поступивших в 2012 году, Комиссией Управления по контролю в сфере размещения заказов в 6 случаях было принято решение о включении сведений об участниках размещения заказа в Реестре недобросовестных поставщиков (далее – РНП).

На конец отчетного периода (31.12.2012г.) в РНП всего содержатся сведения о 10 участниках размещения заказа, из которых 4 участника размещения заказа  включены в РНП  из-за уклонения от заключения контракта, а с шестью субъектами контракты  по искам заказчиков расторгнуты в судебном порядке по причине не исполнения либо ненадлежащего исполнения условий контрактов.

Наиболее распространенными  правонарушением являются правонарушения, предусмотренные статьей 7.30 КоАП РФ, в том числе: отказ в допуске к участию в торгах, по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов, нарушение порядка отбора участников конкурса или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт (часть 2 статьи 7.30 КоАП); установление требований к участникам размещения заказа, не предусмотренных законодательством о размещении заказов (часть 4, 4.1 статьи 7.30 КоАП), утверждение документации, не соответствующей требованиям законодательства о размещении заказов (часть 4.2 статьи 7.30 КоАП).

Также имели место нарушения условий государственного или муниципального контракта (статья 7.32 КоАП), невыполнение в установленный срок законного предписания  (статья 19.5 КоАП).

   В отчетном году все 22 запланированные  и согласованные с Прокуратурой КБР выездные проверки в установленное время проведены. Кроме того, Управлением в 2012 году проведена 91 внеплановую проверку, в том числе 87 внеплановых проверок на предмет соблюдения требований законодательства о размещении заказа и 4 внеплановых проверок на предмет соблюдения требований законодательства о рекламе.

   Управлением в 2012 годы проведены десять анализов состояния конкурентной среды на следующих рынках: розничная торговля лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в разрезе городских округов и муниципальных районов КБР; услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования на территории г.о. Прохладненый; услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования на территории Прохладненского муниципального района КБР; услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования на территории городского округа Нальчик; услуги по техническому обслуживанию лифтов на территории городского округа Нальчик; услуги по техническому освидетельствованию лифтов на территории городского округа Нальчик; услуги по охране жилых помещений на территории городского округа Нальчик; услуги в области телефонной связи на территории КБР; услуги по предоставлению доступа к сети Интернет на территории КБР; услуги в области предоставления в пользование линейно-кабальных сооружений связи для размещения кабелей связи, используемых при оказании услуг электросвязи, на территории КБР. По результатам проведения вышеуказанных анализов на основании  приказов Управления в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%, включены соответствующие хозяйствующие субъекты.

   В отчетном периоде Управлением во взаимодействии с Прокуратурой КБР, прокуратурой  городских округов и муниципальных районов КБР, со следственным управлением Следственного Комитета РФ, с МВД по КБР проведено 22 внеплановых проверок на предмет соблюдения органами власти и хозяйствующими субъектами требований антимонопольного законодательства (две проверки), законодательства о размещении заказов (18 проверок) и рекламного законодательства (две проверки).

   В 2012 году за нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о размещении заказов в административной ответственности привлечены 9 юридических лиц и 199 должностных лиц. За отчетный период выдано 313 постановлений о назначении административного наказания на сумму 6237  тыс. руб., из них исполнено 175 постановлений на сумму 3144.6 тыс. руб. Из общей суммы уплаченного штрафа за нарушение антимонопольного законодательства уплачено 1929.9 тыс. руб., за нарушение законодательства о рекламе уплачено 164 тыс. рублей, законодательства о размещении заказов уплачено 1050.7 тыс.руб.

Работа с ВУЗами

В рамках взаимодействия с научной общественностью Кабардино-Балкарское УФАС проводило регулярную работу с высшими учебными заведениями КБР. Сотрудники Кабардино-Балкарского управления в 2012 году вели преподавательскую деятельность для студентов бизнес-школы и ВУЗа республики: читали лекции, проводили практические занятия, организовывали стажировки, проводили «открытые уроки конкуренции» для студентов. В УФАС по КБР прошли практику 3 студента.

В декабре 2012 года управлением был организован «День открытых дверей». В гости на разговор к нам заглянуло 10 студентов, узнать, чем занимается антимонопольная служба и как организована работа по защите антимонопольного законодательства.

Экспертные советы – новшество 2012 года

В этом году были созданы Экспертный совет по рекламе и Экспертный совет по защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Первые заседания советов Кабардино-Балкарское управление провело  в конце  октября 2012 года.

Ведение блога Кабардино-Балкарского УФАС России

Кабардино-Балкарское управление с февраля 2011 года начало освещать свою деятельность  в социальных сетях. Страница  KBR_UFAS  в «Твиттере» рассказывает о последних новостях управления. На сегодняшний день у нас 173 читателя  твиттер-страницы, размещено 227 новостей (твитов).

Работа с обращениями граждан в Кабардино-Балкарское УФАС России

На сайте управления функционирует раздел «обратная связь», благодаря которому жители республики задают нам свои вопросы. Это позволяет нам утверждать, что сайт управления работает в режиме «он-лайн». В этом году было получено и обработано 27 обращений граждан.

Основная проблема, волнующая граждан в отчетный период – это обоснованность цен на тепловую энергию, газ, услуги УК «Водоканал». Люди жаловались на незаконные действия ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», навязывание невыгодных условий договора обществом  «Каббалкгаз». Часть обращений содержала жалобы на нарушение Закона о размещении заказов.

Результаты, которых удалось достичь благодаря адвокатированию конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике

Принцип открытости и активное общение с представителями СМИ – приоритетное направление антимонопольной службы. Проводимые нашими сотрудниками открытые уроки конкуренции для школьников доносят до младшего поколения значимость здоровой конкуренции, общение со студентами неминуемо приведет к формированию здоровой смены антимонопольщиков.

Социальная реклама, адресованная гражданам региона, служит напоминанием о значимости и неотвратимости антимонопольного закона. Работа с сайтом и интернет общение  на странице блога Кабардино-Балкарского управления ежедневно знакомит интернет-сообщество с деятельностью антимонопольного управления и позволяет вести открытый диалог с нами. 

 

В предстоящем году постараемся  не сбавлять темпы, а о результатах нашей работы вы будете регулярно узнавать из наших пресс-релизов, пресс-конференций и брифингов, которые мы планируем организовывать по итогам рассмотрений наиболее важных и значимых дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

 

Файлы для скачивания

otchetnyy_doklad_ufas_rossii_po_kbr_po_rezultatam_v_2012_godu.docx
Тип файла: docx
Размер файла: 0.04 МБ