Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 386 "О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями"

В целях проведения общественного обсуждения проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 386 «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями» и пояснительная записка к нему размещены 04.09.2013 на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://regulation.gov.ru/project/6947.html.


Предложения по Проекту могут быть представлены до 20.09.2013 по адресу: 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-5 и (или) на электронный адрес kfr@fas.gov.ru.


ПРОЕКТ


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 


ПОСТАНОВЛЕНИЕ




от «___» ______ 2013 г. № ___




О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 386 «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями»


Правительство Российской Федерации постановляет:

1. В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 386 «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 19, ст. 2343, 2010, №50, ст. 6705) цифру «5» заменить на цифру «8».

2. Абзац 2 пункта «а» части 2 Общих исключений в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 386 «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями», изложить в следующей редакции:

«направлены на оценку финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации, качества работы страховых организаций в части осуществления страховых выплат, в том числе на основании показателей, содержащихся в официальной отчетности страховых организаций, а также на раскрытие информации о собственниках страховых организаций;».




Председатель Правительства

Российской Федерации

Д. Медведев


 


Пояснительная записка

к проекту постановления Правительства Российской Федерации

«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 386 «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями»


Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 386 «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями» (далее – Проект постановления) предусматривает внесение изменений в текст постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 386 и в Общие исключения в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями (далее – Общие исключения), утвержденные названным постановлением.

Необходимость принятия Общих исключений была связана со значительным числом нарушений антимонопольного законодательства, выявленных антимонопольными органами в рамках расследования соглашений банков и страховщиков в сфере страхования рисков заемщиков.

Отдельные условия таких соглашений не соответствовали требованиям антимонопольного законодательства. Так, банки при выдаче кредитов навязывали заемщикам страховые компании, в которых они должны застраховать залоговое имущество. Без оформления такой страховки банк не выдавал кредит, в то же время условия страхования часто оказывались невыгодными для потребителей. Кроме того, банк устанавливал дополнительные требования к страховщикам для оценки их финансовой устойчивости. Ряд таких дополнительный требований к страховым организациям, например, таких как: определенный размер уставного капитала, собственных средств или чистых активов, наличие определенного рейтинга зарубежных или российских рейтинговых агентств, не свидетельствуют о финансовой устойчивости страховщика и не являются подтверждением способности его исполнить обязательства по договору страхования лучше страховщика, не удовлетворяющего этим требованиям. Таким образом, необоснованно ограничивался доступ значительного числа страховщиков на соответствующий рынок страховых услуг.

В целях урегулирования указанной проблемы и выработки ясных и понятных правил игры на рынке в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) разработано и в 2009 году принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 386, определяющее случаи допустимости соглашений между банками и страховщиками, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

В связи с тем, что согласно Закону о защите конкуренции общие исключения могут вводиться на конкретный срок, пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 386 предусматривает, что Общие исключения будут действовать лишь в течение пяти лет со дня вступления в силу постановления.

Таким образом, действие Общих исключений заканчивается в апреле 2014 года.

Учитывая изложенное, а также то, что до настоящего времени дополнительные обязательные нормативы, характеризующие финансовую устойчивость и платежеспособность страховщика, не установлены, Проект постановления предусматривает продление действия Общих исключений на три года.

В Общих исключениях предусмотрено, какие именно требования могут выставлять кредитные организации к страховым организациям.

Так, согласно подпункту «а» пункта 2 Общих исключений кредитная организация вправе предъявлять к страховщикам только те требования, которые направлены на оценку финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации, а также раскрытие информации о собственниках страховой организации. Подобное ограничение было установлено в связи с тем, что по заявлениям самих кредитных организаций, им необходимо быть уверенными, что при наступлении страхового случая страховая организация будет в состоянии осуществить надлежащую страховую выплату.

Вместе с тем, практика показала, что финансово устойчивые страховые организации, удовлетворяющие требованиям кредитных организаций, не всегда являются добросовестными и могут не осуществлять либо искусственно занижать размер страховых выплат при наступлении страхового случая.

Кредитные организации заинтересованы в сотрудничестве, в том числе с добросовестными страховщиками, которые полностью выполняют взятые на себя обязательства. Однако, кредитные организации не обладают достаточными данными, чтобы заранее оценить страховщиков по интересующему их показателю.

Учитывая изложенное, Проект постановления предусматривает закрепление права кредитных организаций предъявлять определенные требования к уровню страховых выплат и качеству работы страховых организаций в части осуществления страховых выплат.

Реализация полномочий, вытекающих из настоящего Проекта постановления, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федеральной антимонопольной службы и бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной антимонопольной службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.