Протокол №15 от 22.06.2012г. заседания ОКС при КБ УФАС

22.06.2012 года                                                                    г. Нальчик

                                                                        

Председательствовал: Пшиншев К.Г.

Сопредседатель: Аришева С.А.

Присутствовали:

     Члены ОКС: Васильченко Е.В., Кильчуков А.И., Эндреев Б.А., Хамдохов З.М., Устов М.А.

Приглашенные: Кумахова А.В., Гаев Р.А., Татаров М.Б.

Повестка дня:

  1. Актуальные вопросы применения норм Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд».
  2. Проблемы и перспективы антимонопольного регулирования рынка продажи и сервиса автомобилей иностранного производства.
  3. Разное.

 

  1. Актуальные вопросы применения норм Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд».

Выступили: Заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления Гаев Р.А. доложил Совету об актуальных вопросах применения норм Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд».

В частности было отмечено, что в настоящее время одной из наиболее острых и актуальных проблем при применении Закона о размещении заказов является отсутствие единообразного понимания некоторых его положений, а также соотношения норм Закон о размещении заказов и норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) среди заказчиков, поставщиков (исполнителей, подрядчиков), контролирующих органов и арбитражных судов. Это в свою очередь приводит к допущению заказчиками множества ошибок при размещении заказов, возникновению различной судебной и административной практики и в целом негативно сказывается на процессе реализации государственных и муниципальных заказов.

В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона о размещении заказов при заключении и исполнении контракта изменение существенных условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных, в том числе, частями 6 - 6.7 статьи 9 Закона о размещении заказов.

 Частью 6.7 статьи 9 Закона о размещении заказов установлено, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками товара, указанными в контракте. В этом случае в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, вносятся сведения об изменении условий контракта.

 Таким образом, Закон о размещении заказов допускает возможность, при условии согласия заказчика, изменение условий контракта в части согласования поставки товара с улучшенными характеристиками и качеством.

 При этом критерии определения лучших характеристик и качества товара Законом о размещении заказов не установлены, в связи, с чем заказчик самостоятельно определяет и согласовывает исполнителю по контракту такие критерии.

 При исполнении контракта одностороннее изменение поставщиком технических характеристик и качества товара не допускается.

 Кроме того, что положения части 6.7 статьи 9 Закона о размещении заказов применяются к отношениям сторон, возникшим после 25.04.2011.

В соответствии со статьей 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть, в том числе, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа. Изучение и исследование рынка, а также информация о ценах производителей подразумевает под собой анализ ценовых предложений нескольких компаний, осуществляющих деятельность на функционирующем конкурентном рынке, соответствующем предмету размещения заказа. Если для расчета начальной (максимальной) цены заказчик основывается на ценах одного производителя или прайс-листом одной компании, могут быть созданы условия участия в торгах, запросе котировок, ограничивающие количество участников размещения заказа, функционирующих на данном конкурентном рынке.

 Таким образом, во избежание ограничения количества участников размещения заказа необходимо при обосновании начальной (максимальной) цены руководствоваться информацией о ценах нескольких компаний, осуществляющих деятельность на рынке товаров, работ, услуг, являющихся предметом размещения заказа.

С 01.01.2012г. вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011г. №223-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 Законом о закупках №223 ФЗ были установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическим лицам:

 1) государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;

2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам;

3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам.

Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению на официальном сайте не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках №223 не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

Хамдохов З.М. в своем выступлении отразил имеющиеся проблемы у субъектов малого и среднего предпринимательства при участии в торгах. В частности отмечено отсутствии единообразной формы технического задания, а также имеющиеся трудности, связанные с подачей заявки на участие в торгах на предмет заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Решили:

- Принять к сведению;

- Членам ОКС при КБ УФАС довести информацию по данному докладу до представителей своих НКО;

- Кабардино-Балкарскому УФАС России в недельный срок внести на рассмотрение ФАС России предложение о возможности включении в проект ФКС положения о единообразной форме технического задания, а также положения о возможности участия в торгах на предмет заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества путем подачи заявки в электронной форме.

 Голосовали: единогласно «за».

 

  1. Проблемы и перспективы антимонопольного регулирования рынка продажи и сервиса автомобилей иностранного производства.

Выступили:  Главный специалист-эксперт аналитического отдела Управления рассказал собравшимся о проблемах и перспективах антимонопольного регулирования рынка продажи и сервиса автомобилей иностранного производства. Основными источниками поставок иномарок в КБР, после расформирования Кабардино-Балкарской таможни и введения заградительных пошлин на подержанные автомобили, стали:

-поставка из Белоруссии и других стран Таможенного союза СНГ,

-покупка на вторичном рынке крупных городов РФ (Ростов на Дону, Краснодар, Москва),

-покупка иномарок отечественной сборки (дешевле до 25%),

-покупка через авторизованного дилера или напрямую у официального дистрибьютера (уполномоченного импортера).

Каждая схема имеет свои достоинства и недостатки. И если первые два канала используются для приобретения подержанных авто, то новые автомобили иностранного производства, покупаются в основном через дилерскую сеть автосалонов.

По данным Кабардино-Балкарского УФАС России, на территории КБР насчитывается только два официальных дилера по реализации автомобилей. Это «Нальчик-АвтоВАЗ» и «Юг-Авто» (официальный дилер концерна General Motors, по продаже автомобилей марок «Opel», «Chevrolet»).

В рамках подготовки к заседанию ОКС, сотрудники Управления провели анонимный опрос порядка 50-ти автолюбителей, которые приобретали иномарки через автосалоны региона КМВ, г.Москвы или непосредственно в г.Нальчике. Основные проблемы:

-Завышенные цены на авто, при использовании схем кредитования или рассрочки, порядка 30%,

-Навязывание обязательного КАСКО,

-Необходимость покупки запчастей и обслуживание на станциях указанных автосалоном, причем по завышенным ценам.

Весной 2012 года, ФАС России решила вмешаться в отношения между дистрибьюторами и дилерами автобизнеса. По мнению ФАС России, создавшаяся в настоящее время ситуация на рынках оптовой продажи новых автомобилей конкретных марок, услуг по техническому обслуживанию новых автомобилей, находящихся на гарантии и продажи запчастей позволяет автопроизводителям (автодистрибьюторам) оказывать решающее воздействие на условия обращения товара в рамках дилерской сети, что в свою очередь, создает условия для злоупотребления ими своей рыночной властью.

ФАС России не устраивает обязательное совмещение продаж и сервисного обслуживания автомобилей одним дилерским центром, что дискриминирует станции техобслуживания, которые не являются официальными дилерами производителя, при поставке запчастей и при получении статуса авторизованного партнера.
     От торговой политики автоконцернов страдают и потребители. Покупатели иномарок за пределами больших мегаполисов вынуждены ездить на техобслуживание за сотни километров в салоны официальных дилеров. Граждан беспокоят также цены на запчасти и особенно услуги у официальных дилеров, которые, как заметили многие, резко снижаются сразу после окончания срока гарантии. Но при обращении на неавторизованные техстанции, автовладельцы теряют гарантию.

Также, к таким неоднозначным практикам, ФАС России относит:

  • навязывание дилерам обязанности совмещать функции продажи автомобилей и их сервисного обслуживания;
  • создание дискриминационных условий доступа определенным дилерам внутри одной дилерской сети при поставке новых автомобилей и запасных частей к ним;
  • необоснованное ограничение авторизованных дилерских и сервисных центров в выборе поставщиков оборудования и материалов.
  •  запрет авторизованным сервис-центрам на ремонт автомобилей конкурирующих марок;
  • поставку специального оборудования для диагностики и техобслуживания только авторизованным сервисным центрам;
  • необоснованный отказ в поставке оригинальных запчастей независимым сервис-центрам;
  • установление дилеру цены розничной перепродажи оригинальных запчастей и аксессуаров;
  • навязывание минимальной цены перепродажи автозапчастей.

 В результате таких антиконкурентных практик взаимодействия автодистрибьютор  – дилер, ущемляются интересы компаний, работающих на рынках продаж и сервисного обслуживания автомобилей. Ограничивается конкуренция за счет создания высоких барьеров входа на рынок. И, наконец, завышается стоимость дилерского и сервисного обслуживания, а в ряде случаев качество обслуживания снижается.
 Решение обозначенных проблем напрямую связано с развитием конкуренции на этих рынках. Необходимо формирование автодистрибьюторами прозрачных и недискриминационных правил отбора дилерских и сервисных центров и распределения автомобилей и запасных частей между авторизованными сервисными центрами.

Обязательное совмещение продажи и сервисного обслуживания автомобилей должно быть исключено.
    Также необходимо обеспечить недискриминационный доступ к сервисной документации, запасным частям, диагностическому оборудованию и программному обеспечению для авторизованных и независимых сервисных центров. Наконец, необходимо упразднить необоснованные ограничения выбора авторизованными дилерскими и сервисными центрами поставщиков необходимого оборудования и материалов.

По данным вопросам  ФАС России, с участием Ассоциации автодилеров России, создан Экспертный совет, который готовит ряд  четких, понятных  и открытых правил, по которым компании-дистрибьюторы отбирают дилеров, а также описание порядка: каким образом потенциальный дилер или представитель сервисного центра может обратиться к дистрибьютору, как должно происходить согласование заявки, на каком основании может быть дан отказ.

Кильчуков А.И. в своем выступлении также отметил об отсутствии конкуренции в данном сегменте экономики КБР и указал на имеющиеся проблемы на данном товарном рынке

Решили:

- Принять к сведению;

- Кабардино-Балкарскому УФАС России по мере необходимости проводить мониторинг состояния конкуренции на данном товарном рынке.

Голосовали: единогласно «за».

Председатель совещания                                                  К.Г. Пшиншев

Секретарь совещания                                                        М.А. Устов

Дата проведения Совета: 
22 июня 2012, 10:01