Протокол №5 от 25.12.2009г. заседания ОКС при КБ УФАС России

25.12.2009 года

г. Нальчик

Председательствовал: Пшиншев К.Г.

Присутствовали:

Сопредседатель ОКС: Ажахов К.М.

Члены ОКС: Васильченко Е.В., Эндреев Б.А., Кильчуков А.И., Шаушев З.Л., Думанишев М.М., Устов М.А.

Приглашены: Тарасов В.Ф., Мадянова А.Н., Кумахова А.В., Орквасова К.А.

Повестка дня:

1.Злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

2. Проблемы развития конкуренции на рынке агропродовольствия.

3. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

4.Разное.

1.Злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

Выступили: начальник отдела по защите конкуренции и контролю рекламного законодательства Мадянова А.Н. сообщила, что предметом регулирования Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (в ред.от 17.07.2009 № 173-ФЗ) «О защите конкуренции» являются организационные и правовые основы защиты конкуренции. Кроме того, Закон о защите конкуренции определяет основы предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности, под которой понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом либо группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признаваемые в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;

2) недобросовестной конкуренции, т.е. любых действий хозяйствующих субъектов либо группы лиц, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (далее - организация), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия (бездействие), как навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

При возбуждении дел по фактам злоупотреблений доминирующим положением необходимо иметь ввиду, что навязыванием является действие только такого хозяйствующего субъекта, положение которого признано доминирующим на рынке.

Пшиншев К.Г.: рассказал о некоторых примерах дел, рассмотренных Управлением в текущем году, связанных с злоупотреблением хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

Ажахов К.М.: поблагодарил специалистов Кабардино-Балкарского УФАС России за оперативное рассмотрение дела в отношении ООО «Кавказрегионгаз», которое злоупотребляя своим доминирующим положением выставляло в договорах поставки газа невыгодные условия своим контрагентам.

Решили:

- Принять к сведению;

- Членам ОКС при КБ УФАС рассмотреть с представителями НКО материалы по данному докладу.

Голосовали: единогласно «за».

2. Слушали: Проблемы развития конкуренции на рынке агропродовольствия.

Выступили: Председатель правления некоммерческой организации «Союз крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов КБР» Думанишев М.М. рассказал о проблемах сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих свою деятельность на рынке агропродовольствия. Он отметил, что в данном секторе экономики Кабардино-Балкарской Республики в настоящее время в производстве и реализации присутствует здоровая конкуренция. Вместе с тем, было указано, что с/х товаропроизводители разобщены и многочисленны, в связи с чем отсутствует возможность сговора между ними по установлению цен на свою продукцию

Шаушев З.Л.: рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются с/х товаропроизводители в секторе реализации своей продукции, а также при получении государственных преференций.

Кильчуков А.И.: отметил, что основной проблемой с/х товаропроизводителей является недостаточное количество мест хранения (элеваторы) сельскохозяйственной продукции и предложил КБ УФАС России рассмотреть вопрос о проведении в 2010 году анализа состояния конкуренции на рынке услуг по хранению и переработке с/х продукции.

Решили:

- Принять к сведению.

- КБ УФАС России рассмотреть вопрос о включении в план работы Управления по анализу рынков на 2010 год анализ состояния конкуренции на рынке услуг по хранению и переработке с/х продукции.

Голосовали: единогласно «за».

3. Слушали: Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Выступили: зам. начальника отдела контроля размещения госзаказа и антимонопольного контроля органов власти Кумахова А.В. сообщила об особенностях порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Она указала, что в статье 17.1 Закона о защите конкуренции изложены особенности заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Данные особенности состоят прежде всего в том, что начиная со 02.07.2008 года, заключение прямо указанных в данной статье договоров вне зависимости от того, закреплено ли данное имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями либо составляет казну, по общему правилу, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

К числу таких договоров относятся:

1) договоры аренды. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ);

2) договоры безвозмездного пользования. По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ст. 689 ГК РФ);

3) договоры доверительного управления имуществом. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (ст. 1012 ГК РФ);

4) иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Это могут быть, например:

- договор хранения. По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (ст. 886 ГК РФ). Конструкция ст. 892 ГК РФ допускает возможность пользования вещью, переданной на хранение;

- договор займа. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (ст. 807 ГК РФ);

- кроме того, следует иметь в виду положения ст. 421 ГК РФ о том, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора; стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами; стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Решили:

-Принять к сведению.

- Членам ОКС при КБ УФАС довести информацию по данному докладу до представителей своих НКО.

Голосовали: единогласно «за».

4. Слушали: Разное.

Выступили: ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при КБ УФАС России Устов М.А. сообщил, что по Положению об ОКС при ТО ФАС России, утвержденному приказом ФАС от 28.02.2007 №44, члены Совета утверждаются сроком на один год, но при этом количество сроков пребывания в составе Совета не ограниченно. Вместе с тем, член Совета, являющийся представителем НКО может избираться сопредседателем Совета только на один срок (один год).

Пшиншев К.Г.: сообщил, что в случае отсутствия самоотводов у членов ОКС при КБ УФАС России и предложений по включению в состав новых членов, представителей НКО, то можно рассмотреть вопрос о постановке на голосование вопроса о сохранении прежнего состава Совета и выбора нового сопредседателя ОКС из числа представителей НКО.

Эндреев Б.А.: предложил членам Совета поработать в прежнем составе еще один год в 2010 году и предложил избрать новым сопредседателем ОКС при КБ УФАС России Кильчукова А.И.

Пшиншев К.Г.: внес предложения Кабардино-Балкарского УФАС России для включения в План работы Общественно-консультативного совета при КБ УФАС на 2010 год.

Кильчуков А.И.: предложил взять за основу проект плана работы ОКС на 2010 год предложения КБ УФАС России и внес вопросы для включения в План.

Эндреев Б.А.: предложил с учетом предложений и дополнений членов Совета доработать проект и на первом заседании ОКС утвердить План работы ОКС при КБ УФАС России на 2010 год.

Пшиншев К.Г.: предложил рассмотреть вопрос о целесообразность продолжения в 2010 году работы по проведению Управлением обучающих семинар-совещаний для представителей НКО.

Ажахов К.М.: отметил положительный опыт проведения КБ УФАС России в 2009 году обучающих семинар-совещаний и предложил продолжить данную работу в 2010 году

Решили:

- Оставить прежний состав Совета без изменений для работы в 2010 году. Кабардино-Балкарскому УФАС России уведомить ФАС России о принятом Советом решении.

- Избрать сопредседателем Общественно-консультативного совета при КБ УФАС России из членов Совета, представителей НКО, руководителя регионального отделения общероссийской организации поддержки предпринимательства «ОПОРа России» Кильчукова Альберта Изатовича.

- Кабардино-Балкарскому УФАС России доработать проект плана работы ОКС при КБ УФАС России, с учетом дополнений и предложений членов Совета, и внести на утверждение на первом заседании Совета в 2010 году.

- Отметить положительный опыт проведения КБ УФАС России обучающих семинар-совещаний и продолжить работу по данному направлению в 2010 году.

Председатель совещания К.Г. Пшиншев

Секретарь совещания М.А. Устов

Дата проведения Совета: 
25 декабря 2009, 15:27