Заказчиком незаконно осуществлена закупка у единственного поставщика

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя ООО "Иллайн" на действия заказчика ГБУЗ "ГКБ №1" при проведении закупки на оказание услуг по обеспечению лекарственными средствами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания, средствами для дезинфекции и иммунобиологическими препаратами . По мнению заявителя, заказчиком неправомерно проводится закупка у единственного поставщика, так как она не подпадает ни под один пункт статьи 93 Закона о контрактной системе.  

На основании вышеизложенного, заявитель просит рассмотреть жалобу и обязать заказчика устранить допущенные нарушения путем отмены закупки и проведению данной закупки конкурентным способом.

Рассмотрев доводы заявителя, указанные в жалобе, письменные пояснения заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:

08.11.2018г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок заказчиком было размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика  «Оказание услуг по обеспечению лекарственными средствами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания, средствами для дезинфекции и иммунобиологическими препаратами». Начальная (максимальная) цена контракта –  3 471 251,83  руб. Контракт заключен 14.11.2018г. на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Сведения о данной закупке отражены в Плане-графике размещения заказов для нужд заказчика, размещенном на официальном сайте, в соответствии с действующим законодательством.

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В соответствии с пунктом 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.

Согласно статье 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Согласно условиям пункта 1 контракта, заключенного по результатам осуществления закупки у единственного поставщика, предметом контракта является выполнением исполнителем – ГАУ «Аптечный склад» МЗ КБР услуг по закупке, хранению и доставке товара по ассортименту и количеству, указанному в заявках заказчика и в спецификации.

В пункте 4.2 контракта  указано: «Цена Контракта  составляет 3 471 251,83  (три миллиона четыреста семьдесят одна тысяча двести пятьдесят один рубль) 83 копейки, в том числе:

- стоимость товара 3 436 883 (три миллиона четыреста тридцать шесть тысяч восемьсот восемьдесят три рубля) 00 копеек в том числе НДС (10%) 312 443 (триста двенадцать тысяч четыреста сорок три рубля) 91 копейка;

- стоимость накладных расходов 34 368 (тридцать четыре тысячи триста шестьдесят восемь рублей) 83 копейки, в том числе НДС (18%) 5 242 (пять тысяч двести сорок два рубля) 70 копеек».

Кроме того, в пункте 5.2 контракта, заключенного по результатам осуществления закупки у единственного поставщика указано, что исполнитель обязуется предоставить заказчику следующие документы: товарная-накладная; счета-фактур; акт приема-передачи. Таким образом, результатом исполнения контракта, заключенного по результатам осуществления закупки у единственного поставщика, с ГАУ «Аптечный склад» МЗ КБР является поставка лекарственных препаратов заказчику,  тогда как на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе можно заключить контракт на оказание услуг или выполнение работ, но не на поставку товара.  

Частями 1 и 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при этом Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлен исчерпывающий перечень случаев осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться, в том числе подведомственными органу исполнительной власти государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которого устанавливаются законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно пояснениям Заказчика закупка проводится на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе у ГАУ «Аптечный склад» Министерства здравоохранения КБР во исполнение Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 мая 2015г. №99-ПП «Об  обеспечении государственных медицинских организаций Кабардино-Балкарской Республики лекарственными средствами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания, средствами для  дезинфекции, иммунобиологическими препаратами» (далее-Постановление). Вышеуказанное Постановление определяет ГАУ «Аптечный склад» МЗ КБР единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по оказанию услуг по закупке, хранению и доставке лекарственных средств для Министерства здравоохранения КБР и государственных медицинских организаций КБР.

При этом, из смысла пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе исключительность полномочий органов исполнительной власти либо подведомственных ему государственных учреждений, государственных унитарных предприятий на оказание соответствующих услуг должна подтверждаться нормативными правовыми актами.

Кроме того, применение статьи 93 Закона о контрактной системе возможно в случаях отсутствия конкурентного рынка, либо невозможности осуществления конкурентных способов определения поставщика для удовлетворения нужд заказчика.

Вместе с тем, сведений об исключительности случая поставки заказчику необходимых ему лекарственных препаратов, указанных в контракте, заключенном по результатам осуществления закупки у единственного поставщика, в том числе невозможности осуществления конкурентных способов определения поставщика, заказчиком не представлено.

Таким образом,  Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика, заключившего государственный контракт по результатам осуществления закупки  у единственного поставщика - ГАУ «Аптечный склад» МЗ КБР в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.