Жалоба заявителя признана обоснованной в части незаконного отклонения первой части заявки на участие в аукционе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба  ИП Пазыченко А.И. на действия единой комиссии заказчика - Государственного учреждения — Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике при проведении аукциона на поставку канцелярских товаров.

Согласно жалобе заявителя, заявка с порядковым номером 1 была отклонена от участия в аукционе в силу непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, а также несоответствие информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, а именно, в заявке участника нет информации о том, что предлагаемый к поставке товар будет новым, ранее не использованным, без восстановления и дефектов и не указан год выпуска товара; по позициям 16 «Степлер», 17 «Дырокол» раздела III. Наименования и описания объекта закупки документации об аукционе в заявке на участие в аукционе предложены «Пробивная мощность 20 листов», «Пробивная способность 25 листов» соответственно, что противоречат положениям инструкции по заполнению первой части заявки. Заявитель считает, что отклонение от участия в аукционе является незаконным и необоснованным в виду того, что заявка на участие в аукционе была подготовлена на основании документации об аукционе, размещенной в единой информационной системе, и положения Закона о контрактной системе. Кроме того, ИП Пазыченко А.И. обращает внимание на то, что предложенные конкретные значения в отношении позиций 16 «Степлер», 17 «Дырокол» раздела III. Наименования и описания объекта закупки документации об аукционе не нарушают требования заказчика.

На основании вышеизложенного, заявитель просит признать действия единой комиссии заказчика нарушившими положения Закона о контрактной системе; отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.

На рассмотрение жалобы, состоявшемся 20 июля 2018 года, представителем заказчика представлены письменные пояснения, согласно которым единой комиссией заказчика отклонена заявка с порядковым номером 1 от участия в аукционе за то, что в заявке участника закупки нет информации о том, что предлагаемый к поставке товар будет новым, ранее не использованным, без восстановления и дефектов и не указан год выпуска товара, тогда как в п.10 инструкции по заполнению первой части заявки предусмотрено, что участник закупки в первой части заявки должен указать, что товар новый, ранее неиспользованный, не восстановленный и не имеет дефектов, а также год выпуска товара, если такие требования установлены техническими требованиями аукционной документации»; кроме того, информация, представленная участником закупки и предусмотренная ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, не соответствует требованиям аукционной документации, в частности,  по позициям 16 «Степлер», 17 «Дырокол» раздела III. Наименования и описания объекта закупки документации об аукционе в заявке на участие в аукционе предложены «Пробивная мощность 20 листов», «Пробивная способность 25 листов» соответственно, которые противоречат положениям инструкции по заполнению первой части заявки. На основании вышеизложенного, представители заказчика просят признать жалобу ИП Пазыченко А.И. необоснованной.

Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ИП Пазыченко А.И., письменные пояснения заказчика, проанализировав пояснения представителей заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:

29.06.2018г. 16:24ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион №0204100000218000049 «Поставка канцелярских принадлежностей» (извещение о проведении электронного аукциона  - 29.06.2018г. 16:24ч.) для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций  путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта —          193 911,93 рублей.

В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок — 29.06.2018г. 16:24ч.; Дата и время окончания подачи заявок — 10.07.2018г. 09:00ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников — 13.07.2018г.; Дата проведения аукциона в электронной форме — 16.07.2018г. в 09:25ч.

На участие в электронном аукционе было подано 6 заявок, в результате рассмотрения первых частей 5 заявок отклонены от участия в аукционе, 1 заявка признана соответствующей требованиям документации об аукционе и положениям Закона о контрактной системе  в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 12 июля 2018года. В силу ч.8 ст.67 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся. 

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).

Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе регламентирован ст.66 Закона о контрактной системе, в ч.2 которой предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

Из положений ст.66 Закона о контрактной системе в редакции от 31.12.2014 №498-ФЗ следует, что содержание первой части заявки определяется в зависимости от предмета контракта (товар или услуги), и от того, указан ли в аукционной документации товарный знак или иные средства индивидуализации.

На основании ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В силу ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч.4 ст.66 Закона о контрактной системе.

Согласно ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

В ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе в редакции от 31.12.2014 №498-ФЗ определен исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть отражены в первой части заявки при заключении контракта на поставку товара, а также выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар.

Согласно пп.«а», «б» п.1 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе в редакции от 31.12.2014 №498-ФЗ при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;.

При этом, п.1и 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Из системного толкования изложенных положений Закона о контрактной системе следует, что под конкретными показателями понимаются указываемые участником электронного аукциона в первой части заявки значения показателей, которые позволяют определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком критериям в аукционной документации.

В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, предусмотренными ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. В их число входит требование о том, что описание объекта закупки в документации должно носить объективный характер и в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе).

Также к их числу относится и требование, установленное п.7 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, согласно которому поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

Таким образом, из положений Закона о контрактной системе следует, что поставляемый по контракту товар должен быть новым даже в отсутствие каких-либо указаний по данному вопросу в документации о закупке, напротив, обязательным является указание на то, что товар может быть не новым, если заказчик допускает такую возможность. Данное требование является нормой диспозитивного характера, что предполагает право заказчика в документации о закупке указать, что товар должен быть новым товаром, если он считает это целесообразным.

В разделе III. Наименования и описания объекта закупки документации об аукционе на поставку канцелярских принадлежностей установлены требования, предъявляемые к объекту закупки, а именно, определены функциональные, технические и качественные характеристики товара. При этом, новизна товара к указанным характеристикам не относится.

Таким образом, вышеприведенные положения Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе позволяют сделать вывод о том, что новизна заявленного при выполнении работ предполагается, не относится к конкретным показателям закупаемого товара и не требует отражения в первой части заявок (к качественным характеристикам товара не относится), что также подтверждается существующей судебной практикой, в частности, определением Верховного Суда РФ от 26.09.2017 №302-КГ17-6955 по делу №А33-10842/2016.

Следовательно, действия единой комиссии заказчика по отклонению участника с порядковым 1 являются необоснованными и незаконными, нарушающими права участника в сфере предпринимательской деятельности.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается (ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе).

По позиции 16 «Степлер» раздела III. Наименования и описания объекта закупки документации об аукционе заказчиком предусмотрено требование: «Степлер N24/6. Корпус должен быть пластиковый или металлический,  с резиновыми вставками в основании. Степлер должен иметь металлический механизм, с двумя режимами сшивания. Пробивная мощность – до 20 листов, должен вмещать не менее 100 скоб №24/6».

В заявке по позиции 16 «Степлер» раздела III. Наименования и описания объекта закупки документации об аукционе предложен «Степлер N24/6. Корпус пластиковый с резиновыми вставками в основании. Степлер  имеет металлический механизм, с двумя режимами сшивания. Пробивная мощность –20 листов, вмещает 100 скоб №24/6».

Согласно инструкции по заполнению первой части заявки, если в Технических требованиях значение показателя установлено как наибольший предел, сопровождаясь при этом соответственно словом «до», участником закупки в предложении устанавливается конкретное значение, соответствующим заявленным требованиям, то есть значение ниже установленного в Технических требованиях, но без сопровождения словом «до».

Следовательно, заявка с порядковым номером 1 раздела III. Наименования и описания объекта закупки документации об аукционе не соответствует требованиям инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, в связи с чем, подлежит отклонению от участия в аукционе в силу несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе (п.2 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе).

По позиции 17 «Дырокол» раздела III. Наименования и описания объекта закупки документации об аукционе заказчиком предусмотрено требование: «Дырокол должен иметь полностью металлическим механизмом, обеспечивающий точное и легкое пробивание бумаги, механизм антиблокировки бумаги, контейнер для конфетти и ограничительную линейкой. Пробивная способность – до 25 листов, расстояние между отверстиями - 8 см. Основание дырокола не должно скользить и царапать поверхность мебели».

В заявке по позиции 17 «Дырокол» раздела III. Наименования и описания объекта закупки документации об аукционе предложен «Дырокол полностью имеет металлический механизм, обеспечивающий точное и легкое пробивание бумаги, механизм антиблокировки бумаги, контейнер для конфетти и ограничительную линейкой. Пробивная способность 25 листов, расстояние между отверстиями - 8 см. Основание дырокола не скользит и не царапает поверхность мебели».

Согласно инструкции по заполнению первой части заявки, если в Технических требованиях значение показателя установлено как наибольший предел, сопровождаясь при этом соответственно словом «до», участником закупки в предложении устанавливается конкретное значение, соответствующим заявленным требованиям, то есть значение ниже установленного в Технических требованиях, но без сопровождения словом «до».

Следовательно, заявка с порядковым номером 1 раздела III. Наименования и описания объекта закупки документации об аукционе не соответствует требованиям инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, в связи с чем, подлежит отклонению от участия в аукционе в силу несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе (п.2 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе).

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия решила признать жалобу ИП Пазыченко А.И. обоснованной в части незаконного отклонения по причине отсутствия в заявке информации о том, что предлагаемый к поставке товар будет новым, ранее не использованным, без восстановления и дефектов и не указан год выпуска товара.