• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Заказчиком при осуществлении закупки медикаментов нарушены требования законодательства о контрактной системе и Постановления Правительства от 17.10.2013г. №929

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя - индивидуального предпринимателя Среда М.С.  на действия заказчика ГБУЗ «Центральная районная больница» Эльбрусского муниципального района при проведении электронного аукциона №0304300010618000020 «Медикаменты».

Из жалобы следует, что права и законные интересы заявителя нарушены действиями заказчика, выразившимися в том, что документация об электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. По мнению заявителя, заказчиком незаконно включены в один лот лекарственные препараты  с уникальной лекарственной формой и дозировкой и при формировании начальной (максимальной) цены контракта заказчик допустил нарушение требований Постановления Правительства от 17.10.2013г. №929.   

Заявитель просит приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу и провести проверку данной закупки.

На рассмотрении жалобы представитель заказчика с доводами, указанными в жалобе согласилась.

Рассмотрев доводы заявителя, пояснения представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, Комиссия пришла к следующим выводам:

В единой информационной системе в сфере закупок  13  июня 2018 года было размещено извещение о проведении закупки №0304300010618000020 «Медикаменты» с начальной (максимальной) ценой контракта – 364 418,10 рублей.

В ходе проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком допущен ряд нарушений при формировании документации об аукционе и определении НМЦК.

Так в нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, в пункте 6 раздела 15 документации об аукционе указано, что дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе «20 июня 2018г. в 10 часов 00 минут», тогда как в извещении о проведении аукциона указано: дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе «20 июня 2018г. в 16:00ч.» и по факту заявки принимались до 16:00ч. 20 июня 2018г.

В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно части 22 статьи 22 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017г. №149 полномочиями устанавливать порядок определения НМЦК при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения наделено Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017г. №871н  утвержден порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения (далее – Порядок определения НМЦК).

Согласно пункту 3 Порядка определения НМЦК, цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата устанавливается по одному наименованию (международному непатентованному наименованию, при отсутствии такого наименования - по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата) с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок посредством:

а) применения методов, предусмотренных частями 2 - 6 и 8 статьи 22 Закона о контрактной системе, без учета НДС и оптовой надбавки;

б) расчета средневзвешенной цены на основании всех заключенных заказчиком государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку планируемого к закупке лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета, за исключением государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации.

В силу пункта 5 Порядка определения НМЦК, за цену единицы планируемого к закупке лекарственного препарата заказчиком принимается минимальное значение цены, рассчитанной им в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка.

Из выше изложенного следует, что для определения НМЦК следует определить цену единицы планируемого к закупке лекарственного препарата, которую определяют без учета НДС и оптовой надбавки:

- методом сопоставимых рыночных цен;

- тарифным методом (учитывая, что основная часть закупаемых лекарственных препаратов включена в перечень ЖНВЛП);

- путем расчета средневзвешенной цены на основе контрактов (договоров) на поставку такого препарата, заключенных заказчиком за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета. Контракты (договоры) на поставку лекарств для назначения пациенту по решению врачебной комиссии не учитываются.

 И после расчета указанными методами заказчик выбирает минимальное значение цены единицы лекарственного препарата.

Документация об аукционе содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта, согласно которому, НМЦК была сформирована заказчиком в соответствии приказом Министерства экономического развития России №567 от 02.10.2013г. методом сопоставимых рыночных цен, тогда как расчёт НМЦК должен был быть произведен в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017г. №871н.

Таким образом, заказчиком нарушены требования части 22 статьи 22 Закона о контрактной системе к порядку определения НМЦК.

В нарушение пункта 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в документации об аукционе установлено требование в соответствии со старой редакцией Закона о контрактной системе, в пункт  7 части 1 Закона о контрактной системе были внесены изменения Федеральным  законом от 28.12.2016 №489-ФЗ. В нарушение пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в документации об аукционе не установлено обязательное требование к участникам закупки о том, что участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно документации об аукционе для нужд заказчика необходимо поставить ряд лекарственных препаратов, в том числе следующие лекарственные препараты:

по позиции 23: Имидазолилэтанамид пентандиовой кислоты (МНН) - капсулы 90 мг, шт, 21;

по позиции 30: Полипептиды коры головного мозга скота (МНН) - лиофилизат для приготовления раствора для внутримышечного введения, мг, 500;

по позиции 31: Полипептиды коры головного мозга скота (МНН) - лиофилизат для приготовления раствора для внутримышечного введения, мг, 100;

по позиции 56: Меглюмина натрия сукцинат (МНН) - раствор для инфузий 1,5 %, мл, 20000;

по позиции 71: Инозин+Никотинамид+Рибофлавин+Янтарная кислота (МНН) - раствор для внутривенного введения, мл, 2000;

по позиции 75: Инозин+Меглюмин+Метионин+Никотинамид+Янтарная кислота (МНН) - раствор для инфузий, мл, 400;

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе,  документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2013 года №929 «Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями» установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка, в том числе, лекарственного средства с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон об обращении лекарственных средств), лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Частью 2 статьи 47 Закона об обращении лекарственных средств определено, что ввозимые в Российскую Федерацию лекарственные средства должны быть включены в государственный реестр лекарственных средств.

Согласно государственному реестру лекарственных средств по каждому из вышеуказанных международных непатентованных наименований зарегистрированы в установленном порядке лекарственные средства только лишь одного производителя, то есть отсутствуют лекарственные препараты с аналогичной лекарственной формой и дозировкой других производителей.

Таким образом, в нарушение пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчиком в предмет контракта наряду с иными лекарственными средствами, включены лекарственные препараты с международным непатентованным наименованием, в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные лекарственные препараты при начальной (максимальной) цене контракта, превышающей 1 тысячу рублей, что нарушает требования законодательства о контрактной системе.           

Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением  Правительством Российской Федерации от 30.08.2017г. №1042, вступившем в силу с 09.09.2017г., утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

В проект государственного контракта заказчиком включены условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Однако, размеры штрафов и пени определены в соответствии с порядком, установленном постановлением Правительством Российской Федерации от 25.11.2013г. №1063, которое утратило силу.

Таким образом, условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установленные заказчиком в проекте контракта не соответствуют действующему законодательству о контрактной системе.  

Жалоба признана обоснованной, заказчику выдано предписание о внесении изменений в документацию об аукционе.