• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Жалоба заявителя признана необоснованной, заказчиком не нарушены требования законодательства о закупках

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России 11 апреля 2018г. поступила жалоба ПАО «Карачаровский механический завод» на действия единой комиссии заказчика при проведении аукциона. Согласно жалобе заявителя, в результате рассмотрения поданной заявки ПАО «Карачаровский механический завод» на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об аукционе, на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации на замену лифтового оборудования и по замене лифтового оборудования в многоквартирных домах Кабардино-Балкарской, единой комиссией заказчика принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе в силу несоблюдения требований пп.145, 157 ПП РФ №615 от 01.07.2016г. Заявитель считает, что отказ в допуске к участию в аукционе является незаконным в виду того, что заявка ПАО «Карачаровский механический завод» соответствует требованиям положения ПП РФ №615 от 01.07.2016г. и документации об аукционе, и имеет в своем составе всю необходимую информацию. Также заявитель указывает, что в заявке ПАО «Карачаровский механический завод» содержались, в том числе сведения о полном наименовании организации, сведения об организационно-правовой форме, информация об адресе юридического лица; указание на ИНН лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа; документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени участника электронного аукциона, включая выписку из протокола Совета директоров № б/п от 30.10.2017 г.; приказа №61/1-01/1-365 от 31.10.2017; лист записи от 08.11.2017г. и доверенность на уполномоченное лицо Д.В. Копылова.

Также заявитель обращает внимание на то, что в заявке не содержались сведения об ИНН учредителей, поскольку учредители у ПАО «Карачаровский механический завод» отсутствуют в виду того, что ПАО «Карачаровский механический завод» было создано в результате приватизации государственного предприятия «Карачаровский механический завод» в акционерное общество; сведения об ИНН членов коллегиального исполнительного органа, поскольку данный орган ПАО «Карачаровский механический завод» не избирался. В составе заявки ПАО «Карачаровский механический завод» был представлен Протокол заседания Совета директоров, где было предусмотрено, что до июня 2018 года руководство текущей деятельностью ПАО «Карачаровский механический завод» будет осуществляться единолично исполнительным органом, то бишь Генеральным директором.

В силу п.3 ст.65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.). При этом Закон не содержит требования об обязательном создании коллегиального исполнительного органа в публичном акционерном обществе.

Помимо выше перечисленного, в жалобе заявителя предусмотрено, что в протоколе заседания комиссии от 09 апреля 2018 года не указаны ссылки на положения заявки, которые не соответствуют требованиям документации об электронном аукционе.

На основании вышеизложенного, заявитель просит признать жалобу ПАО «Карачаровский механический завод» обоснованной; признать недействительными результаты аукциона; приостановить торги до рассмотрения жалобы на действия аукционной комиссии по существу; признать в действиях единой комиссии заказчика нарушения ПП РФ №615 от 01.07.2016г.; выдать единой комиссии заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений ПП №615 от 01.07.2016г.

На рассмотрение жалобы, состоявшемся 19, 20 апреля 2018 года, в том числе 03 мая 2018 года, представитель заказчика пояснил, что в результате рассмотрения поданной заявки ПАО «Карачаровский механический завод» на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, единой комиссией заказчика принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе в силу несоблюдения требований пп. 145, 157 ПП №615 от 01.07.2016г. В заявке, поданной ПАО «Карачаровский механический завод», на участие в открытом аукционе в электронной форме вместо указания ИНН членов коллегиального исполнительного органа ПАО «Карачаровский механический завод» предусмотрено, что коллегиальный исполнительный орган отсутствует, при этом ст.13 Устава ПАО «Карачаровский механический завод» устанавливает полномочия, состав Совета директоров, являющегося коллегиальным исполнительным органом. Также к заявке приложены протоколы заседания Совета директоров ПАО «Карачаровский механический завод», где избирали генерального директора, следовательно, в случае отсутствия коллегиального органа управления, в нарушение пп. «б» п. 145 ПП №615 от 01.07.2016г. ПАО «Карачаровский механический завод» не подтверждены полномочия единоличного исполнительного органа, в случая наличия коллегиального органа управления, в заявке не указаны ИНН членов коллегиального органа. Кроме того, как указывает представитель заказчика, в составе заявки ПАО «Карачаровский механический завод» был представлен Протокол заседания Совета директоров об отсутствии необходимости в коллегиальном органе Общества - Правление. Однако, в ходе оценки указанного протокола единой комиссией заказчика был учтен тот факт, что ст.13 Устава ПАО «Карачаровский механический завод» определена структура органов управления, в которую входят:

-Общее собрание акционеров;

-Совет директоров;

-Единоличный исполнительный орган - Генеральный директор.

То есть, такой орган управления как Правление, от избрания которого Совет директоров отказался на своем заседании, Уставом ПАО «Карачаровский механический завод» не предусмотрен.

В соответствии с п.3 ст.97 Гражданского кодекса Российской Федерации в публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (п.4 ст.65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации), число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества. Указанная ст.97 Гражданского кодекса Российской Федерации точно определила одно из требований к публичному акционерному обществу, которому любое публичное акционерное общество обязано неукоснительно следовать, не имея возможности изменять их в соглашении, то есть данная норма является императивной. В соответствии с действующим законодательством, юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, обязаны действовать на основании уставов, утвержденных их учредителями (участниками).

Ссылка ПАО «Карачаровский механический завод» на протокол, представленный в составе заявки и содержащий информацию об отсутствии коллегиального исполнительного органа является необоснованной, поскольку на момент рассмотрения заявки единая комиссия заказчика исходила из требования законодательства, предусматривающего обязательного наличия коллегиального исполнительного органа. Отсутствие коллегиального исполнительного органа ПАО «Карачаровский механический завод» противоречит требованиям действующего законодательства.

Учитывая изложенное и исходя из буквального толкования требований действующего законодательства и Устава ПАО «Карачаровский механический завод», единой комиссией заказчика было установлено, что коллегиальным органом управления ПАО «Карачаровский механический завод» является Совет директоров. 

На основании вышеизложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ПАО «Карачаровский механический завод» на действия единой комиссии заказчика необоснованной; признать решение комиссии по осуществлению закупок в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Кабардино-Балкарской Республики по рассмотрению заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме №SBR037-180105030300001 на право заключения контракта на выполнение работ разработке проектной документации на замену лифтового оборудования и по замене лифтового оборудования в многоквартирных домах Кабардино- Балкарской Республики соответствующим действующему законодательству; отменить процедуру приостановления торгов.

Представитель ПАО «Карачаровский механический завод» на рассмотрении жалобы поддержал доводы, изложенные в жалобе, в том числе изложенные в дополнении в полном объеме.

Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ПАО «Карачаровский механический завод», включая дополнение к жалобе, представленные письменные пояснения заказчика, выслушав представителей заказчика и заявителя, изучив материалы дела, а также результаты проверки, проведенной в соответствии со ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России пришла к следующим выводам:

14.03.2018г. 18:20ч. на официальном сайте http://utp.sberbank-ast.ru/GbCH ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» заказчиком опубликован открытый аукцион в электронной форме SBR037-180105030300001 «Проведение электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации на замену лифтового оборудования и по замене лифтового оборудования в многоквартирных домах Кабардино-Балкарской» с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 8 170 620.00 рублей.

В извещении о проведении аукциона предусмотрено: Дата и время начала срока подачи заявок — 15.03.2018г. 00:00ч.; Дата и время окончания срока подачи заявок — 04.04.2018г. 00:00ч.; Дата окончания рассмотрения заявок — 09.04.2018г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме — 12.04.2018г. в 09:00ч.

На участие в аукционе были поданы 2 заявки, в результате рассмотрения заявок одна не допущена к участию в аукционе, вторая заявка признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 09.04.2018г. В силу п.163 ПП РФ №615 от 01.07.2016г. электронный аукцион признан несостоявшимся.

ПП РФ №615 от 01.07.2016г. определено положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В силу п.235. ПП РФ №615 от 01.07.2016г. любой участник предварительного отбора, электронного аукциона имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, действия (бездействие) заказчика, комиссии по проведению предварительного отбора, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при организации и проведении закупки, при осуществлении закупки у единственной подрядной организации, заключении договоров о проведении капитального ремонта по их результатам.

На основании ч.1 ст.3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» законодательство о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст.3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (ч.1 ст.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В рамках ч.2 ст.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отношения, указанные в ст.3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

В соответствии с п.143 ПП РФ №615 от 01.07.2016г. для участия в электронном аукционе подрядная организация направляет заявку на участие в электронном аукционе в срок, установленный документацией об электронном аукционе.

Заявка на участие в электронном аукционе направляется участником электронного аукциона оператору электронной площадки в форме электронного документа, содержащего документы и сведения в соответствии с п.145 ПП №615 от 01.07.2016г. (п.144 ПП РФ №615 от 01.07.2016г.).

В силу п.145 ПП РФ №615 от 01.07.2016г. заявка на участие в электронном аукционе должна содержать:

а)документы         и сведения об участнике электронного аукциона, подавшем заявку на участие в электронном аукционе, - полное наименование, сведения об организационно-правовой форме, адрес юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона - для юридического лица, фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства, номер контактного телефона - для индивидуального предпринимателя;

б)документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника электронного аукциона.

Заказчик не вправе требовать от участника электронного аукциона иных документов и сведений, кроме документов и сведений, предусмотренных п.145 ПП РФ №615 от 01.07.2016г. (п.146 ПП РФ №615 от 01.07.2016г.).

В рамках рассмотрения жалобы ПАО «Карачаровский механический завод», уведомлениями Кабардино-Балкарского УФАС России были истребованы у заказчика, ЗАО «Сбербанк Автоматизированная система торгов» протокол рассмотрения заявок от 09.04.2018г., заявки, поданные на участие в аукционе.

Согласно представленным документам и сведениям как заказчиком, так и ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов», Комиссией Кабардино-Балкарского УФАС России установлено, что рамках соблюдения пп. «а» п.145 ПП РФ №615 от 01.07.2016г. ПАО «Карачаровский механический завод» в заявке указано, что коллегиальный исполнительный орган отсутствует, подтвердив протоколом Совета директоров №б/н от 25.07.2017г., вместе с тем, единой комиссией заказчика незаконно принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе, указывая на то, что вместо указания ИНН членов коллегиального исполнительного органа предусмотрено, что коллегиальный исполнительный орган отсутствует.

При принятии решения об отказе в допуске к участию в аукционе, единой комиссией заказчика не учтены положения гл.8 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», из содержания которой (ст.ст. 64-68, 70 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах») следует, что Совет директоров (наблюдательный совет) не является коллегиальным исполнительным органом, что также подтверждается существующей судебной практикой, в частности, Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа, Тринадцатым Арбитражным Апелляционным судом. Кроме того, в соответствии со ст.70 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» коллегиальными исполнительными органами признаются правления и дирекция. Более того, в заявке ПАО «Карачаровский механический завод» был приложен протокол заседания Совета директоров №б/н от 25.07.2017г., где на повестке дня ставился вопрос об избрании коллегиального органа Общества – Правление, но по итогам заседания Совета директоров было принятое решение о том, что в связи с отсутствием необходимости в коллегиальном исполнительном органе Общества – Правление, утвердить, что на период с момента проведения Совета директоров до июня 2018 года руководство текущей деятельностью Общества будет осуществляться единолично исполнительным органом Общества – Генеральным директором.

В соответствии ч.1 ст.69 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией).

К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества (ч.2 ст.69 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

На основании ч.1 ст.65 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных Федеральным законом от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» к компетенции общего собрания акционеров.

К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся следующие вопросы, в частности, определение приоритетных направлений деятельности общества; созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров, за исключением случаев, предусмотренных п.8 ст.55 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах»; утверждение повестки дня общего собрания акционеров; определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества в соответствии с положениями главы VII настоящего Федерального закона и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров; увеличение уставного капитала общества путем размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» это отнесено к его компетенции;  размещение обществом дополнительных акций, в которые конвертируются размещенные обществом привилегированные акции определенного типа, конвертируемые в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов, если такое размещение не связано с увеличением уставного капитала общества, а также размещение обществом облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций; определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения или порядка ее определения и цены выкупа эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах»; приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» или иными федеральными законами; образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции; рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора; рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты; использование резервного фонда и иных фондов общества; утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества; утверждение годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, если уставом общества это отнесено к его компетенции; создание филиалов и открытие представительств общества, если уставом общества это не отнесено к компетенции коллегиального исполнительного органа общества; согласие на совершение или последующее одобрение сделок в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; согласие на совершение или последующее одобрение сделок, предусмотренных гл.XI Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах»; утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним; принятие решений об участии и о прекращении участия общества в других организациях, если уставом общества это не отнесено к компетенции исполнительных органов общества; обращение с заявлением о листинге акций общества и (или) эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции общества, если уставом общества это отнесено к его компетенции; иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» и уставом общества.

Следовательно, Совет директоров (наблюдательный совет) и коллегиальный исполнительный орган (дирекция, правление) различны также и по компетенциям.

Коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция) действует на основании устава общества, а также утверждаемого общим собранием акционеров внутреннего документа общества (положения, регламента или иного документа), в котором устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений (ч.1 ст.70 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных общества).

В ч.13.1 ст.13 Устава ПАО «Карачаровский механический завод» предусмотрено, что органами управления являются общее собрание, совет директоров, единоличный исполнительный орган — генеральный директор.

Соответственно, в Уставе ПАО «Карачаровский механический завод» не предусмотрен коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция). Доводы заказчика о том, что в случае отсутствия коллегиального органа управления, в нарушение пп. «б» п. 145 ПП РФ №615 от 01.07.2016г. ПАО «Карачаровский механический завод» не подтверждены полномочия единоличного исполнительного органа, также не соответствуют действительности в виду того, что в заявке приложены протокол заседания Совета директоров №б/н от 30 октября 2017 года, где указывается, что Заика Сергей Викторович был избран генеральным директором ПАО «Карачаровский механический завод» с 31 октября 2017 года на предусмотренный Уставом срок – 5 лет; приказ №61/1-01/1-365 от 31.10.2017г. «О вступлении Заики Сергея Викторовича в должность генерального директора ПАО «Карачаровский механический завод» с 31 октября 2017г.

В соответствии с п.157 ПП РФ №615 от 01.07.2016г. заявка на участие в электронном аукционе не допускается комиссией по осуществлению закупок к участию в электронном аукционе в следующих случаях: а) непредставление документов и сведений, предусмотренных п.145 ПП РФ №615 от 01.07.2016г.;

б) несоответствие заявки на участие в электронном аукционе требованиям к документации об электронном аукционе;

в) недостоверность        сведений, содержащихся в документах, представленных участником электронного аукциона;

г) отсутствие сведений об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций (для участия в электронном аукционе в части оказания соответствующих услуг и (или) выполнения соответствующих работ);

д) превышение значения начальной (максимальной) цены договора, установленной в документации об электронном аукционе, над значением начальной (максимальной) цены договора при проведении электронного аукциона, содержащимся в реестровой записи об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций.

Таким образом, основания, предусмотренные п.157 ПП РФ №615 от 01.07.2016г., для отказа ПАО «Карачаровский механический завод» в допуске к участию в электронном аукционе отсутствуют, следовательно, действия единой комиссией заказчика нарушают положения ПП РФ №615 от 01.07.2016г.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям, кроме случаев, предусмотренных п.157 ПП РФ №615 от 01.07.2016г., не допускается (п. 158 ПП РФ №615 от 01.07.2016г.).

В силу п.79 ПП РФ №615 от 01.07.2016г. заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно п.159 ПП РФ №615 от 01.07.2016г. на основании результатов рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе комиссия по осуществлению закупок принимает решение о допуске или об отказе в допуске участника к участию в электронном аукционе и оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии в день окончания рассмотрения заявок.

Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе должен содержать сведения об участниках электронного аукциона (наименование - для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) - для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, адрес юридического лица, электронный адрес, идентификационный номер налогоплательщика участников электронного аукциона, подавших заявки на участие в электронном аукционе, решение о допуске или об отказе в допуске участника к участию в электронном аукционе) (п.160 ПП РФ №615 от 01.07.2016г.).

В соответствии с п.161 ПП РФ №615 от 01.07.2016г. в решении об отказе в допуске участника к участию в электронном аукционе указывается обоснование решения со ссылками на нормы настоящего Положения, которым не соответствует заявка на участие в электронном аукционе, и (или) положения заявки, которые не соответствуют требованиям документации об электронном аукционе.

В протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе от 09.04.2018г. содержаться требования, предусмотренные п.161 ПП РФ №615 от 01.07.2016г., в связи с чем, доводы заявителя в этой части не подтверждаются.