Жалоба заявителя признана необоснованный, однако, действия заказчика признаны нарушившими Закон о контрактной системе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия единой комиссии заказчика при проведении аукциона на поставку продуктов питания.

Согласно жалобе, права и законные интересы заявителя нарушены действиями единой комиссии, выразившимися в неправомерном отказе в допуске к участию в электронном аукционе по позиции 1 «Мука пшеничная». Заявитель считает отклонение от участия в аукционе является незаконным и необоснованным в виду того, что «Мука пшеничная» в зависимости от ее целевого назначения подразделяется на пшеничную хлебопекарную и пшеничную общего назначения. Установление излишних знаков, символов приводят к заблуждению участников закупки относительно установленных заказчиков требований к содержанию заявки, и ограничивает их количество. Кроме того, заявителем обращается внимание на то, что местом доставки товара является г.Нальчик, ул. Головко, 7.

Рассмотрев доводы заявителя, проанализировав пояснения представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:

30.12.2017г. в единой информационной системе в сфере закупок заказчиком опубликован электронный аукцион «Поставка продуктов питания» с начальной (максимальной) ценой контракта - 3 116 196,10 рублей.

На основании ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В силу ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч.4 ст.66 Закона о контрактной системе.

Согласно ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

По позиции 1 «Мука пшеничная» требования к поставляемым товарам документации об аукционе заказчиком предусмотрено требование: «Пшеничная/хлебопекарная. Массовая доля влаги не более 15%. Сорт «Экстра», высший. Массовая доля золы до 0,45%. Крупность помола не более 5% остатка на сите по ГОСТ 4403. Упаковка в пачку, мешок или пакет весом до 30 кг.».

В своей заявке заявитель по позиции 1 «Мука пшеничная» предложил «Пшеничная. Массовая доля влаги 15%. Сорт «Экстра». Массовая доля золы 0,40%. Крупность помола 5% остатка на сите по ГОСТ 4403. Упаковка в мешок весом 10 кг.».

При заполнении первой части заявки на участие в аукционе участники закупки руководствуются положениями инструкции по заполнению заявки (п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).

В инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе указано, что знак «/» эквивалентен союзу «или», за исключением общепринятых наименований моделей (марок), единиц измерения и случаев разделения данным знаком не взаимоисключающих (разнородных) показателей товара.

Позиция 1 «Мука пшеничная» требования к поставляемым товарам документации об аукционе заказчиком прописана на основании государственного стандарта Р52189-2003 «Мука пшеничная. Общие технические условия», где предусмотрено, что пшеничную муку в зависимости от ее целевого использования подразделяют на пшеничную хлебопекарную; пшеничную общего назначения. Следовательно, характеристика «Пшеничная» и «Хлебопекарная» не являются взаимоисключающими (разнородными) показателями товара, а наоборот являются единым товаром.

Таким образом, заявка заявителя была отклонена от участия в аукционе правомерно, основываясь на положениях документации об аукционе и инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе. 

Но вместе с тем, Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России приходит к выводу, что по позиции 1 «Мука пшеничная» требования к поставляемым товарам документации об аукционе заказчиком изначально были сформированы с нарушением положения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки (п.1 ч.1.ст.33 Закона о контрактной системе).

Указание заказчиком знака «/» между характеристиками «Пшеничная/хлебопекарная» введет участников в заблуждение, которое в последующем приводит к отклонению от участия в аукционе, ущемляя тем самым права и законные интересы участников в сфере предпринимательской деятельности, так как характеристика товара «Пшеничная хлебопекарная» является единым продуктом питания в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52189-2003 «Мука пшеничная. Общие технические условия», где указано, что пшеничная мука в зависимости от ее целевого использования подразделяется на пшеничную хлебопекарную; пшеничную общего назначения.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе).

Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

На основании ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В документации об аукционе было предусмотрено, что предлагаемые товары, должны соответствовать требованиям государственных стандартов, в частности, ГОСТ Р 55478-2013 «Горох овощной свежий. Технические условия».

Однако, согласно сведениям официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию метрологии, ГОСТ Р 55478-2013 «Горох овощной свежий. Технические условия» отменен с 1 июля 2017г. в связи с введением в действие государственного стандарта ГОСТ 33931-2016 «Горох овощной свежий. Технические условия» с датой введения в действие 1 июля 2017г.

В действиях заказчика выявлены нарушения ч.3 ст.7, п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе. Заказчику, единой комиссии, оператору ЭП выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.