• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Обобщенные ответы на поступившие вопросы в ходе Публичного обсуждения итогов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Управления ФАС по КБР за IV квартал 2017 года

В ходе Публичных обсуждений результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике,  приглашенными участниками было задано более 40 вопросов.
 
Ответы на все заданные вопросы,  в рамках мероприятия,  дал Руководитель  Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике – Пшиншев К.Г., заместитель руководителя Управления Кумахова А.В., заместитель руководителя - начальник отдела Управления Кушхов Ю.А. и заместитель начальника отдела Управления Гаев Р.А.

 

Управлением обобщены наиболее актуальные и часто задаваемые следующие вопросы и ответы на них.

 

Вопрос: При заключении договора ОСАГО страховщики навязывают добровольное страхование жизни или имущества под угрозой отказа от заключения договора ОСАГО. Насколько это законно и куда обратиться с жалобой?   

Ответ: Незаконно, так как договор ОСАГО является публичным, законодательство, регулирующее ОСАГО не предусматривает обязательного заключения договора ОСАГО вместе с иными договорами страхования.

Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляет Банк России.

При наличии доминирующего положения на соответствующем товарном рынке индивидуальные действия страховой организации, выразившиеся в навязывании дополнительных услуг, невыгодных для страхователя, при заключении договора ОСАГО, могут содержать признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства осуществляет Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы, в том числе и Кабардино-Балкарское Управление ФАС России.

Порядок подачи заявления юридического или физического лица, указывающего на признаки нарушения антимонопольного законодательства, установлен статьей 44 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Кроме того,  в соответствии с частью 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). 

Функции федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Учитывая изложенное, с жалобой на действия, указанные в вопросе, следует обратиться в указанные органы власти и Банк России.

 

Вопрос: Регулирует ли цену на бензин государство?

Ответ: Государственное регулирование цен на нефтепродукты, включая бензин, действующими законами Российской Федерации не предусмотрено. Цены в этой сфере формируются на основе рыночного механизма конкуренции.

 

 

Вопрос: Как происходит расчет платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту?

Ответ: Плата за технологическое присоединение определяется в соответствии с утвержденными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов стандартизированными тарифными ставками или ставкой за единицу максимальной мощности, за исключением случаев, когда технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, предусматривают следующие случаи осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту:

- в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке;

- в случае перераспределения максимальной мощности энергопринимающих устройств в пользу иных лиц.

 

Вопрос: Кто вправе подать  жалобу по статье 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»?

Ответ: Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган:

- лицами, подавшими заявки на участие в торгах;
- иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов, если обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах. 

 

 

Вопрос: Имею ли я право при рекламе своей продукции, использовать музыку, песню или часть текста из песни, без разрешения авторов таких произведений?

Ответ: Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Данная норма является отсылочной к общим положениям законодательства Российской Федерации, за нарушение данной нормы в статье 38 Федерального закона «О рекламе» не предусмотрен субъект ответственности, соответственно возбуждение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не предполагается.

Однако, в главах 70 – 72, а также 76 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) закреплен институт исключительных прав на авторские права, смежные права, патентные права, права на товарный знак.

Соответственно, защита исключительных прав осуществляется лицом, владеющим такими правами, в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством, в том числе в судебном порядке.

Если в рекламе содержится информация, которая может быть расценена как не соответствующие действительности сведения об исключительных правах рекламодателя, либо иного лица, на результаты интеллектуальной деятельности (музыку, песни и т.п.) и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара, такая реклама может быть признана нарушающей пункт 7 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

Вопрос: Уровень громкости в телерекламе зачастую бывает выше, относительно громкости транслируемых программ. Решает ли ФАС эту проблему?

Ответ: После вступления в силу с 25 мая  2015 года новой редакции положений части 12 статьи 14 и части 11 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» решение указанной Вами проблемы стало возможным.

Согласно указанной норме, при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи.

На сегодняшний день, соотношение уровня громкости звука рекламы и уровня громкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяется на основании методики измерения уровня громкости звука рекламы в телепрограммах и телепередачах, утвержденной федеральным антимонопольным органом и разработанной на основе рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации.

Выявление превышения уровня громкости звука рекламы осуществляется антимонопольным органом как в ходе наблюдения за соблюдением требований к уровню громкости звука рекламы, проводимого в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, так и в результате проведения плановых или внеплановых проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

В силу части 14 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» указанное требование также распространяется на размещаемую в радиопрограммах информацию о радиопередачах, транслируемых по соответствующему радиоканалу; сообщения о названии радиопрограммы и частоте ее вещания, а также иную информацию о данной радиопрограмме.

В ФАС России имеется аппаратно-программный комплекс, предназначенный для измерения соотношения уровней громкости звука рекламы и теле-, радиопрограмм.

Для целей измерения соотношения уровней громкости звука рекламы или анонсов и прерываемой ими телепрограммы или телепередачи либо радиопрограммы или радиопередачи источником записи может являться сигнал:

- эфирного аналогового вещания,

- эфирного цифрового вещания,

- аналогового кабельного вещания,

- цифрового кабельного/IPTV вещания.

В случае поступления в антимонопольный орган обращения, в котором указывается на превышение уровня громкости рекламы, над уровнем громкости прерываемой ею теле-, радиопрограммой, такое обращение является поводом для осуществления записи телепрограммы или радиопрограммы сотрудником антимонопольного органа для дальнейшего измерения уровней громкости рекламы и передачи.

В случае установления превышения звуковых норм, антимонопольный орган возбуждает дело по признакам нарушения рекламного законодательства и привлекает виновных лиц к административной ответственности.

 

Вопрос: Возможно ли при формировании в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки изменять условия указанные в плане-графике?

Ответ: В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

 

Вопрос: Возможно ли осуществление закупки при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Ответ: В соответствии с ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно ч.2 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных п.3  ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации

Ч.7 ст.17 Закона о контрактной системе предусмотрено, что план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями данной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика.

 

Вопрос: Обязан ли заказчик размещать в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта?

Ответ: Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения.

 

Вопрос: О действиях заказчика при наличии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об участнике закупки. По истечении какого промежутка времени информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) исключается из реестра?

Ответ: В соответствии с ч.9 ст.31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч.1, ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) данной ст.31 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Таким образом, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в любой момент до заключения контракта, в случае если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки находится в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если в документации о закупке заказчиком установлено такое требование к участникам закупки.

При этом, согласно ч.15 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пунктом 16 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 предусмотрено, что информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе), исключается из реестра по истечении 2 лет с даты ее включения в реестр.

 

Вопрос: о предоставлении преференции в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014г. №155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Ответ: Приказом Минэкономразвития России №155 определен порядок предоставления преференций в отношении цены контракта участникам закупок, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, в размере 15%, а также перечень товаров, в отношении которых устанавливаются указанные преференции.

Согласно пункту 7 Приказа, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.

В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Таким образом, участник закупки самостоятельно принимает решение о целесообразности участия в закупке, учитывая наличие в документации о закупке информации о возможности заказчика применить преференции, предусмотренные приказом Минэкономразвития России №155.