Установление заказчиком в документации о закупке требования к сроку годности закупаемого лекарственного препарата, выраженного в процентах остаточного срока годности ведет к ограничению конкуренции

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Согласно письма ФАС России от 18.10.2017г. № ИА/71717/17 "О разъяснении вопросов устанорвления государственными и муниципальными заказчиками в документации о закупках остаточного срока годности лекарственных препаратов", установление заказчиком в документации о закупке требования к сроку годности закупаемого лекарственного препарата, выраженного в процентах остаточного срока годности, а также требование необоснованного срока годности, превышающего период использования лекарственного препарата, могут иметь признаки ограничения конкуренции и приводить к сокращению количества участников закупки.

В связи с тем, что аналогичные (по международному непатентованному наименованию, лекарственной форме и дозировке) лекарственные препараты разных производителей могут иметь различные сроки годности, требование заказчика о том, чтобы лекарственные препараты имели остаточный срок годности, выраженный в процентах, устанавливает неравные условия для производителей лекарственных препаратов, а также участников закупки и может повлечь за собой ограничение количества участников закупки. 

Таким образом, остаточный срок годности лекарственных препаратов, установленный в аукционной документации государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом, в течение которого лекарственные препараты должны быть пригодны для использования по назначению (в годах, месяцах, неделях), либо конкретной датой, до которой лекарственные препараты должны сохранять свою пригодность.

Так, например, участником 1предложен лекарственный препарат с зарегистрированным сроком годности 3 года, участником 2 – 2 года, заказчиком приобретается лекарственный препарат для обеспечения нужд сроком на 1 год, при этом установлен остаточный срок годности в процентах – 70%, следовательно, для удовлетворения требований заказчика, участнику 1 необходимо поставить лекарственный препарат с остаточным сроком годности 2,1 года, а участнику 2 – 1,4 года. Остаточный срок годности лекарственных препаратов обоих участников покрывает период нужд потребления товара заказчиком. Таким образом, участник 1 вынужден поставлять товар со сроком годности, превышающим в 1,5 раза срок годности товара участника 2.

Либо участником 1 и участником 2 предложен к поставке один и тот же лекарственный препарат со сроком годности 2 года, но участник 1 может поставить лекарственный препарат с остаточным сроком 70%, а участник 2-60%, при этом фактически остаточный срок годности обоих препаратов составляет 1,4 года и 1,2 года соответственно, что удовлетворяет периоду потребления заказчиком препарата – 1 год. Между тем, участник 2 при требовании к остаточному сроку годности, выраженному в процентах, не сможет принять участие в закупке.

На основании изложенного, действия заказчика по требованию к сроку годности закупаемого лекарственного препарата, выраженного в процентах остаточного срока годности, а также по требованию необоснованного срока годности, превышающего период использования лекарственного препарата, либо которому соответствует лекарственный препарат одного производителя, нарушают требования Законодательства о контрактной системе и могут иметь признаки ограничения конкуренции и приводить к сокращению количества участников закупки.

Файлы для скачивания

razyasnenie_ia-71717-17.pdf
Тип файла: pdf
Размер файла: 5.87 МБ