В действиях заказчика выявлено нарушение Закона о контрактной системе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ИП Хот О.В. на действия заказчика -Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения» Министерства внутренних по КБР  при проведении аукциона -№0804100000217000069 «Поставка расходного материала для лаборатории ДНК-анализа». По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены положениями документации об аукционе (ведомость материалов и инструкция), которые  противоречат требованиям Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об аукционе изменяют суть положений документации об аукционе. Заявитель в жалобе просит принять и рассмотреть жалобу и обязать заказчика привести в соответствие документацию об аукционе.

На заседании Комиссии представитель заказчика просил признать жалобу необоснованной.

Рассмотрев доводы заявителя указанные в жалобе, письменные доводы заказчика и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В извещении о закупке указаны все сведения в соответствии с требованием Закона о контрактной системе. Документация о закупке также содержит все необходимые сведения, в том числе проект Государственного контракта, и обоснование начальной максимальной цены контракта.

Согласно п.1 и 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых материалов, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться установлены в требованиях к товарам и оборудованию (далее – ведомость материалов). Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе (далее - инструкция) содержится в ведомости материалов.

По позициям 67, 68 и 69 установлено ведомости материалов одним из установленных заказчиком требований являлось требование к цвету перчаток: голубой, синий, зеленый по мнению заявителя, носит необъективный характер и вводит участников закупки в заблуждение.

Согласно письменным пояснениям заказчика, согласно инструкции по заполнению заявки, участник закупки должен сделать конкретное предложение по характеристикам материала, учитывая несколько правил: при перечислении марок, типов, видов, сортов, классов, цветов, размеров и.т.д. участник должен сделать конкретное предложение во всех случаях, за исключением случаев, когда перечисление материалов сопровождается союзом «И», а также перечисления после знака «:»;Символ «;», разделяющий однородные взаимоисключающие значения и характеристики, равен по значению союзу «или»(за исключением случаев когда данным символом разделены значения, стоящие после обобщающего слова и следующего за ним символа «:», в данном случае требуется указание всех значений, разделенных символом «;»). То есть при выборе перчаток голубого цвета, исходя из требований инструкции, участник может указать относительно других цветов (синего и зеленого) «не применяется», «не используется» и т.д.

В описание объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, при необходимости также эксплуатационные характеристики объекта закупки, а также показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающаяся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установленные требования к цветовому исполнению носит объективный характер и не вводит участников закупки в заблуждение.

Установление заказчиком ненадлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик установил в документации об аукционе инструкцию, которая не содержит положений, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе на данном этапе проведения закупки.

Согласно ч.3 и 4 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник аукциона вправе направить запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе. В течение двух дней с даты поступления запроса заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника аукциона, от которого поступил указанный запрос.

Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть (ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе).

На все поступившие запросы о даче разъяснений положений документации об аукционе, заказчик дал разъяснения положений документации об аукционе с учетом положений ст.65 Закона о контрактной системе и Гражданского кодекса РФ (в части касающейся порядка исчисления сроков) при этом, не изменяя суть документации об аукционе, в том числе и при ответе на 2 и 3 запросы о даче разъяснений положений документации об аукционе. Указанный довод жалобы заявителя также не нашел своего подтверждения.

В нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе в проекте государственного контракта в пункте 9.1 установлено обеспечение исполнения  контракта установлено в размере 10% - 1 669 380 рублей, тогда как 10% начальной-максимальной цены контракта составляет – 556 460 рублей.