Заказчиком утверждена документация об аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе.

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО «Макс» на действия заказчика - Министерства природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики (далее — заказчик)  при проведении аукциона №0304200015617000018 «Выполнение работ по рекультивации сухого пляжа хвостохранилища» (далее - аукцион). Согласно жалобе заявителя, в документации об аукционе заказчиком установлены требования в части описания объекта закупки и инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе с нарушением положений Закона о контрактной системе и положений письма ФАС России от 01.07.2016г. №ИА/44536/16. На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу; провести внеплановую проверку в отношении заказчика; выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе. На рассмотрение жалобы, состоявшемся 19 и 20 июня 2017 года, представитель заказчика представил письменные пояснения для приобщения к материалам дела, согласно которым жалоба ООО «Макс» как и поступившие в адрес заказчика запросы о даче разъяснений положений документации об аукционе не содержат конкретных замечаний, а лишь сводится к упоминанию общей формулировки о наличии каких-то нарушений Закона о контрактной системе и положения  письма ФАС России от 01.07.2016г. №ИА/44536/16. В требовании к материалам документации об аукционе содержится необходимый набор характеристик, установленных заказчиком в соответствии с действующими ГОСТами, и позволяющих участникам корректно идентифицировать товары, требуемые в рамках спецификации выполняемых работ. В части наличия в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе неточностей, связанных с указанием не имеющихся наименований столбцов, а также вводящих в заблуждение участников формулировок, как указано в пояснении заказчика, инструкция по заполнению перовой части заявки на участие в аукционе была переработана и размещена в единой информационной системе в сфере закупок в новой редакции. В части наличия в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе требования об указании страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира и содержащая оговорку о том, что «в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных участником в составе заявки на участие в аукционе, такой участник может быть отстранен заказчиком от участия в аукционе на любом этапе его проведения вплоть до заключения контракта» заказчиком поясняется, что в случае указания наименований стран, не соответствующих тем, что закреплены в официальных источниках, участник предоставит недостоверные сведения. На основании вышеизложенного, просит признать жалобу ООО «Макс» необоснованной. Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО «Макс», письменные пояснения заказчика, проанализировав пояснения представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам: 26.05.2017г. 19:36ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион №0304200015617000018 «Выполнение работ по рекультивации сухого пляжа хвостохранилища» (извещение о проведении электронного аукциона — 26.05.2017г. 19:36ч.) для  неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации об аукционе. Начальная (максимальная) цена государственного контракта — 43 300 000, 00 рублей. 

Следовательно, требования документации об аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об аукционе и действующим государственным стандартам. Применительно к товарам, используемым при выполнении работ, соблюдением правил описания объекта закупки является установление требований к товарам в соответствии с государственными стандартами, распространяющимися на данные товары.

Вместе с тем, устанавливая требования к материалам из которых изготавливается товар, используемый при выполнении работ, заказчик нарушает правила описания объекта закупки, запрашивает сведения, непредусмотренные статьей 66 Закона о контрактной системе, создает преимущества производителям таких товаров.

Так, по позициям 13, 14, 16, 22 «Щебень» требования к материалам документации об аукционе заказчиком установлено требование «Содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 2%». Государственным стандартом 8267-93 определяется щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне (гравии) определяют по изменению массы пробы после отмучивания пылевидных и глинистых частиц (размер частиц менее 0,05 мм).

По позиции 15 «Смесь песчано-гравийная природная» требования к материалам документации об аукционе заказчиком установлено требование «Удельная эффективность активности естественных радионуклидов песчано-гравийной смеси должна быть в диапазоне не шире 370…740 Бк/кг.».

Согласно ГОСТ 30108-94 «Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов» удельная эффективная активность естественных радионуклидов, это суммарная удельная активность естественных радионуклидов в материале, определяемая с учетом их биологического воздействия на организм человека по формуле и является нормативным требованием к производителю товара.

По позициям 17, 23 «Вода» требования к материалам документации об аукционе заказчиком установлено требование «Окисляемость воды должна быть до 15 мг/л.».

Согласно ГОСТ 23732-2011 «Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия» окисляемости воды определяются путем проведения испытаний.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что требования к материалам, установленные в документации об аукционе, предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также конкретные показатели, полученные в результате технологических испытаний указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе).

Согласно положениям письма ФАС России от 01.07.2016г. №ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).

Жалоба ООО "Макс" признана обоснованной. Заказчику выдано предписание. Рассматривается вопрос о возбуждении административного производства по факту утверждения документации об аукционе с нарушением требований Закона о онтрактной системе.