Незаконно установленные заказчиком требования к товарам, привели к отмене аукциона

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО «Кредо»  на действия заказчика - ГБУЗ «Центр специализированной аллергологической помощи» МЗ КБР  (далее - заказчик)  при проведении электронного аукциона №0304200003017000008 «Поставка продуктов питания».

Согласно жалобе, заказчиком при формировании документации об аукционе, незаконно объединены в один лот продуктов питания, функционально не связанные между собой.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Представитель заказчик пояснила, что Закон о контрактной системе не устанавливает запрет на объединение в один лот продукты питания функционально не связанные между собой, тем более, что закупка продуктов питания  одним лотом позволит более эффективно использовать бюджетные средства.   

Рассмотрев доводы заявителя, заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

На официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок 24.03.2017 года было размещено извещение №0304200003017000008 «Поставка продуктов питания» с начальной (максимальной) ценой контракта - 4 032 585,29  рублей.

В извещении о закупке указаны, все сведения в соответствии с требованием Закона о контрактной системе.

Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Следовательно, заказчиком формируются извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе и техническое задание исходя из потребностей заказчика с указанием параметров товаров соответствующих государственным, национальным, межгосударственным стандартам. В случае, если все составляющие закупки, в данном случае – это продукты питания, представляют собой один процесс и призваны обеспечить достижение определенного результата, то есть обеспечить полноценное питание пациентов ГБУЗ «Центр специализированной аллергологической помощи» МЗ КБР, их не нужно рассматривать как самостоятельные товары, для достижения поставленной цели. Следовательно, объединение в один лот продуктов питания функционально не связанных между собой, не нарушают положения Закона о контрактной системе, а также права и интересы участников, о чем свидетельствует количество поданных на вышеуказанный аукцион заявок на участие в нем, а именно – 12 заявок.

При составлении описания объекта закупки заказчик, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами. Если заказчик при составлении описания объекта закупки не использует установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В документации об аукционе в инструкции по заполнению заявки указано:  «Товары должны соответствовать ГОСТ 32285-2013, 51783-2001, 55290-2012, 24901-2014, 14031-2014, 32573-2013, 26987- 86, 7758-75, 51808-2013, 51809-2001, 32103-2013, 54315-2011, 10131-93,9142-2014, 52189-2003, 26791-89, 31743-2012, 32284-2013, 32261-2013, 32366-2013, 1368-2003, 13511-2006, 31453-2013, 1725-85, 54752-2011, 31962-2013, 52196-2011, 31654-2012, 52791-2007, 6292-93, 32896-2014».

При этом ГОСТы 1725-85,  54752-2011, 10131-93, 9142-2014, 26791-89, 13511-2006 не относятся к объектам закупки.

Таким образом, в нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе документация об аукционе содержит недостоверную информацию относительно ГОСТов, не относящихся к объекту закупки.

Согласно документации об аукционе для нужд заказчика необходимо поставить овощи, перечень которых состоит из 49 позиций, при этом, при описании объекта закупки использовались ГОСТы только по 25 позициям, что является нарушением Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки.

Жалоба ООО "Кредо" признана необоснованной. в действиях заказчика выявлены нарушения части 3 статьи 7, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и выдано предписание об устранении нарушений.