Онлайн-конференция по теме: "Актуальные вопросы применения законодательства о рекламе"

Добрый день, уважаемые посетители сайта.

Сегодня в ходе on-line конференции мы отвечаем на вопросы, поступившие к нам по интерактивным каналам или телефону. Тема мероприятия: "Актуальные вопросы применения законодательства о рекламе".

На Ваши вопросы отвечает начальник отдела защиты конкуренции и контроля рекламного законодательства  Управления ФАС России по КБР— Куантов Артур.

 

Вопрос 1. Бахова Елена.

К сожалению, разъяснение касательно расшифровки термина «специальная подготовка» не облегчает понимание статьи 24 п.8 ФЗ «О рекламе».

Ведь и так понятно, что диагностика, лечение, медицинская реабилитация, профилактика, а также реализация медицинских изделий – вся эта деятельность может осуществляться только при наличии лицензии и все эти лечебные мероприятия могут осуществляться лицами, имеющими медицинское образование.

Если в пункте 7 статьи 24 говорится о необходимости сопровождать медицинскую рекламу предупреждением о противопоказаниях – значит реклама лечения, профилактики, диагностики, медицинской техники возможна в принципе и в неспециализированных изданиях?

Ответ:

Нет, не значит. Отвечая на Ваш вопрос, необходимо уточнить, что в норме, определенной частью 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» выделяется несколько объектов регулирования, имеющих отдельный классификационный признак:

- реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты,

- реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации,

- реклама медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка.

При этом обращаем внимание, что в соответствии с письмом ФАС России от 28 мая 2015 г. требования части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» распространяются на рекламу всех без исключения методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

Стоит отметить, что Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не содержит понятия методов профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации.

Вместе с тем согласно толковым словарям русского языка, слово «метод» определяется как путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь; прием, способ действовать, поступать каким-либо образом.

Таким образом, по мнению специалистов ФАС России, под методами профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации понимаются способы, приемы проведения профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации.

Также стоит отметить, что ограничения части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» установлены для рекламы не любых медицинских изделий, а только тех, для использования которых требуется специальная подготовка.

При этом, согласно документу «Информатизация здоровья. Требования к архитектуре электронного учета здоровья. ГОСТ Р ИСО/ТС 18308-2008», утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 11.03.2008 № 44-ст, специалист здравоохранения - это лицо, авторизованное национальным уполномоченным органом на обладание квалификацией для выполнения определенных обязанностей в здравоохранении.

Таким образом, по смыслу Федерального закона «О рекламе» следует, что под лицами, имеющими специальную подготовку, подразумеваются специалисты, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, при этом уровень данного образования (высшее или среднее специальное) не имеет существенного значения.

 

Вопрос 2. Бахова Елена.

Может ли мы, как общественно-политическая и деловая газета с соблюдением необходимых надписей (предупреждение, лицензия), не опасаясь административных взысканий со стороны ФАС размещать рекламу:

- слуховых аппаратов;

- ортопедических матрасов;

- лечения катаракты (и др. заболеваний);

- УЗИ-диагностики;

- лабораторных анализов;

- компьютерной томографии и т.д.?

Ответ:

В соответствии с изменениями в Законе о рекламе, вступившими в силу 22.10.2013г., понятия «изделия медицинского назначения» и «медицинская техника» объединены в рамках понятия «медицинские изделия», в соответствии с терминологией, содержащейся в Федеральном закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Таким образом, термин «специальная подготовка», указанный в части 8 статьи 24 Закона о рекламе, относится к понятиям «изделия медицинского назначения» и «медицинская техника», и применяется при рекламе указанных объектов рекламирования.

Учитывая, что вы являетесь представителем печатного издания, не предназначенного для медицинских и фармацевтических работников (не специализированного печатного издания), распространять вышеуказанную рекламу вы можете, если рекламируемые медицинские изделия не требуют специальной подготовки.

Как уже было отмечено, ограничения части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» установлены для рекламы не любых медицинских изделий, а только тех, для использования которых требуется специальная подготовка.

На основании статьи 13 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям Федерального закона «О рекламе».

В целях надлежащего размещения рекламы, Вы, как рекламораспространитель имеете право запросить информацию у рекламодателя относительно необходимости наличия специальной подготовки при использовании рекламируемых медицинских изделий.

 

Вопрос 3. Бахова Елена.

Если реклама медицинской техники и медицинских изделий возможна, то каковы требования к медицинской технике и медицинским изделиям (наличие сертификатов и что еще?)

Ответ:

Медицинская техника и медицинские изделия должны иметь сертификаты соответствия и изготавливаться в соответствии с требованиями соответствующих ГОСТов.

Нарушение закона возникнет тогда, когда будет рекламироваться товар, подлежащий обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия; а также товар, на производство и (или) реализацию которого требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Во избежание нарушений, следует пользоваться правом определенным статьей 13 Закона «О рекламе» на уточнение и подтверждение достоверности сведений, получаемых от рекламодателя.

 

Вопрос 4. Бахова Елена.

Возможно ли в рекламе медицинской техники и медицинских изделий указывать лечебные свойства данных продуктов.

Ответ:

Сообщения в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования. (Часть 6 статьи 24 Закона о рекламе).


 

Вопрос 5. Бахова Елена

Разрешена ли реклама пива и других алкогольных напитков?

Ответ:

Разрешена, но с большим количеством ограничений.

С 1 января 2015 года в статью 21 Федерального закона «О рекламе», устанавливающую специальные требования к рекламе алкогольной продукции были внесены большие изменения. На сегодняшний день, данная статья содержит как требования, предъявляемые к рекламе любой алкогольной продукции, так и специальные требования, предъявляемые к рекламе алкогольной продукции отдельных категорий.

К таким отдельным категориям алкогольной продукции статья 21 Федерального закона «О рекламе» относит:

- пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива,

- вино и игристое вино (шампанское), произведенные в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда,

- алкогольная продукция с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции.

Соответственно, нормы, устанавливающие требования к рекламе алкогольной продукции указанных категорий, являются специальными по отношению к общим нормам, установленным для рекламы алкогольной продукции.

Требования к рекламе алкогольной продукции, установленные в статье 21 Федерального закона «О рекламе», содержат довольно большой список ограничений, который возможно просмотреть Вами самостоятельно в сети Интернет

Стоит отметить то, что так называемые «безалкогольное пиво», «безалкогольное вино» с содержанием этилового спирта не более 0,5 процента объема готовой продукции, не подпадают под понятие алкогольной продукции, поскольку согласно статье 2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

 

Вопрос 6. Бахова Елена.

Каковы необходимые требования к рекламодателям при размещении рекламы привлечения дольщиков в строительство домов?

Ответ:

Данные требования определены в частях 7 – 9 статьи 28 Закона о рекламе, в частности:

- Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.

- Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, не допускается до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети «Интернет») проектной декларации, государственной регистрации права собственности или права аренды на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства.

- Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, не допускается в период приостановления в соответствии с федеральным законом деятельности застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

 

Вопрос 7. Бахова Елена.

Возможно ли использование образов несовершеннолетних при рекламе товаров, не предназначенных напрямую несовершеннолетним (например, медицинская реклама, туризм, или банковские услуги)? При этом соблюдаем все требования статьи 6 ФЗ «О рекламе».

Ответ:

Возможно, при соблюдении в рекламе норм, определенных не только статьей 6 Федерального закона «О рекламе», но и иными статьями данного Закона, в том числе пунктом 3 части 6 статьи 26 Федерального закона «О рекламе».

Вопрос 8. Арсен.

Имею ли я право при рекламе своей продукции, использовать музыку, песню или часть текста из песни, без разрешения авторов таких произведений?

Ответ:

Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Данная норма является отсылочной к общим положениям законодательства Российской Федерации, за нарушение данной нормы в статье 38 Федерального закона «О рекламе» не предусмотрен субъект ответственности, соответственно возбуждение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не предполагается.

Однако, в главах 70 – 72, а также 76 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) закреплен институт исключительных прав на авторские права, смежные права, патентные права, права на товарный знак.

Соответственно, защита исключительных прав осуществляется лицом, владеющим такими правами, в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством, в том числе в судебном порядке.

Если в рекламе содержится информация, которая может быть расценена как не соответствующие действительности сведения об исключительных правах рекламодателя, либо иного лица, на результаты интеллектуальной деятельности (музыку, песни и т.п.) и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара, такая реклама может быть признана нарушающей пункт 7 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».


 

Вопрос 9. Надежда.

Уровень громкости в телерекламе зачастую бывает выше, относительно громкости транслируемых программ. Решает ли ФАС эту проблему?

Ответ:

После вступления в силу с 25 мая 2015 года новой редакции положений части 12 статьи 14 и части 11 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» решение указанной Вами проблемы стало возможным.

Согласно указанной норме, при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи.

На сегодняшний день, соотношение уровня громкости звука рекламы и уровня громкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяется на основании методики измерения уровня громкости звука рекламы в телепрограммах и телепередачах, утвержденной федеральным антимонопольным органом и разработанной на основе рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации.

Выявление превышения уровня громкости звука рекламы осуществляется антимонопольным органом как в ходе наблюдения за соблюдением требований к уровню громкости звука рекламы, проводимого в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, так и в результате проведения плановых или внеплановых проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

В силу части 14 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» указанное требование также распространяется на размещаемую в радиопрограммах информацию о радиопередачах, транслируемых по соответствующему радиоканалу; сообщения о названии радиопрограммы и частоте ее вещания, а также иную информацию о данной радиопрограмме.

В ФАС России имеется аппаратно-программный комплекс, предназначенный для измерения соотношения уровней громкости звука рекламы и теле-, радиопрограмм.

Для целей измерения соотношения уровней громкости звука рекламы или анонсов и прерываемой ими телепрограммы или телепередачи либо радиопрограммы или радиопередачи источником записи может являться сигнал:

- эфирного аналогового вещания,

- эфирного цифрового вещания,

- аналогового кабельного вещания,

- цифрового кабельного/IPTV вещания.

В случае поступления в антимонопольный орган обращения, в котором указывается на превышение уровня громкости рекламы, над уровнем громкости прерываемой ею теле-, радиопрограммой, такое обращение является поводом для осуществления записи телепрограммы или радиопрограммы сотрудником антимонопольного органа для дальнейшего измерения уровней громкости рекламы и передачи.

В случае установления превышения звуковых норм, антимонопольный орган возбуждает дело по признакам нарушения рекламного законодательства и привлекает виновных лиц к административной ответственности.


 

Вопрос 10. Анатолий К.

Недавно была ужесточена ответственность рекламодателя за нарушение части 3 статьи 28 Закона о рекламе. Что стоит знать рекламщику, чтобы избежать столь сурового наказания?

Ответ:

Закон № 175-ФЗ вводит новую часть 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривая повышенную административную ответственность кредитных организаций за распространение рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им или погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее (для должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц – от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей).

Стоит обратить внимание на то, что повышенная ответственность вводится не для любых рекламодателей ненадлежащей рекламы финансовых услуг, а только для кредитных организаций.

Согласно статье 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные данным Законом.

Иные лица, не подпадающие под понятие кредитной организации, например, микрофинансовые организации, допустившие нарушение части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», привлекаются к ответственности согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.