Состоялась пресс-конференция руководителя УФАС по КБР Казбека Пшиншева

 

21 декабря 2011 года состоялась пресс-конференция руководителя управления Федеральной антимонопольной службы России по Кабардино-Балкарской Республике Казбека Пшиншева, посвященная принятию "Третьего антимонопольного пакета" законов.

Напомним, 5 декабря 2011 года, Президент России Дмитрий Медведев подписал «третий антимонопольный пакет» законов, предложенный Федеральной антимонопольной службой (ФАС России).

В ходе пресс-конференции Казбек Пшиншев сообщил журналистам о важнейших изменениях  антимонопольного законодательства, которые вступят в силу 6 января 2012 года.

«Изменения предусматривают сокращение перечня безусловных запретов (per se), они распространяются только на горизонтальные соглашения (картели). Уголовное преследование возможно только за наиболее опасные для конкуренции деяния — картели. Согласованными действиями будут признаваться действия хозяйствующих субъектов, публично заявивших о планируемом поведении на рынке. Кроме того, вводится минимальная доля товарного рынка, которую должны занимать участвующие в согласованных действиях хозяйствующие субъекты. В законопроекте уточняется понятие запрещенной координации экономической деятельности.

«Третий антимонопольный пакет» законов предполагает применение фиксированных административных штрафов за нарушения в виде злоупотребления доминирующим положением, которые не привели к ограничению конкуренции. Однако это правило не будет распространяться на действия субъектов естественных монополий, в отношении которых должны применяться «оборотные штрафы».

Изменения коснутся и 6 статьи закона «О защите конкуренции». В частности, цена, сформированная на бирже при соблюдении правил биржевой торговли, не будет считаться монопольно высокой. ФАС России  усовершенствовала  практику использования ретроспективного метода анализа при определении монопольно высокой цены товара. Также будет использоваться индикатор мировых цен на товар.

Законопроект предусматривает право Правительства Российской Федерации определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий, а также к товарам, технологически к ним присоединенным.

Внесенные поправки закрепили механизм административного обжалования торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом уточняется порядок предоставления государственного и муниципального имущества. В том числе исключается обязательное проведение торгов при заключении договоров субаренды имущества лицами, получившими такое имущество на торгах.

Поправками также предусмотрены особенности смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

«Третий антимонопольный пакет» поправок является важным этапом развития антимонопольного законодательства, поскольку его положения снимают существующие проблемы применения основных институтов антимонопольного регулирования. Это позволит внедрить в систему российского правоприменения передовые модели антимонопольного регулирования, используемые ведущими странами с рыночной экономикой.

Впервые в законодательстве появилось  определение «картеля», под которым понимается незаконное соглашение между конкурентами на рынке, реализация которого приводит или может привести к следующим последствиям:

• Установление и поддержание цены (в том числе на торгах).

• Раздел товарного рынка (по составу продавцов или по территориальному принципу).

• Отказ от заключения договора с определенным покупателем (т.н. «бойкот»).

• Прекращение, отказ от производства товаров при наличии спроса.

Согласно 3 антимонопольному пакету, только за картельный сговор будет предусмотрена уголовная ответственность по 178 статье УК РФ. Согласованные действия будут выведены из-под действия этой статьи УК РФ.

С принятием 3 антимонопольного пакета законов у ФАС России появилась возможность делать предостережения хозяйствующим субъектам на рынке.  Сегодня ФАС возбуждает большое количество дел по злоупотреблению доминирующим положением на рынке, из них половина – это отказ от заключения договора. При обнаружении такой ситуации ФАС сможет посылать компании предостережение о недопустимости таких действий. Дальше компания решает сама: или в течение 10 дней исправляет ситуацию, или ФАС может возбудить в отношении нее антимонопольное дело. Это нововведение позволит оперативнее устранять нарушения на рынке.

Также «третий антимонопольный пакет» дает право выдавать хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) появляются смягчающие и отягчающие обстоятельства. Теперь при назначении штрафа ФАС будет пользоваться простой математикой: за установление монопольно высокой цены или участие в картельном сговоре будет назначаться половина от максимально возможного штрафа (от 1 до 15% оборота компании). При наличии смягчающих обстоятельств – штраф будет уменьшаться на 1/8, при наличии отягчающих обстоятельств – увеличиться на 1/8.

«Третий антимонопольный пакет» законов направлен на максимальную открытость при распределении природных ресурсов – обязательной станет размещение информации о торгах на едином сайте torgi.gov.ru.

Со вступлением «Третьего антимонопольного пакета» у предпринимателей появилась возможность быстрого обжалования процедуры торгов на реализацию имущества – 7 дней».

В завершении пресс-конференции руководитель управления Казбек Пшиншев  ответил на интересующие журналистов вопросы.