Индивидуальным предпринимателем нарушено законодательство о рекламе
В Управление ФАС России по КБР г. в соответствии с частью 1 статьи 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП) поступило постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.08.2021 г. в отношении индивидуального предпринимателя, в связи с нарушениями, допущенными в ходе рекламирования алкогольной продукции.
Должностное лицо, рассматривающее данное дело, изучив представленные прокуратурой материалы, пришла к следующим выводам.
Индивидуальным предпринимателем осуществлялось распространение информации о продаже алкогольной продукции, посредством информационного плаката, исполненного в виде щита (размер щита 5м. х 1м.), который прикреплен к внешней стене здания, в котором он осуществлял свою деятельность.
На информационном плакате изображен прозрачный бокал, наполненный жидкостью коричневого цвета. На плакате размещен текст следующего содержания:
«живое-разливное
ПИВмаркет»
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно статье 2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Специальные требования к рекламе алкогольной продукции установлены статьей 21 Закон о рекламе.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Данное требование применяется к любым способам распространения рекламы любой алкогольной продукции. Информация должна быть четко и ясно доведена до потребителей рекламы для адекватного восприятия.
При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
В этом случае данная информация должна быть исследована на предмет соответствия требованиям, предъявляемым Законом о рекламе к рекламе, в том числе установленным главой 3 Закона о рекламе в отношении отдельных видов товаров.
Из совокупного анализа вышеуказанных норм, должностное лицо, рассматривающее настоящее дело, признает, что информационный плакат соответствует признакам, установленным пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, т.е. является рекламой.
Учитывая то обстоятельство, что объектом рекламирования выступает алкогольная продукция – пиво, то реклама, являющаяся предметом рассмотрения данного дела, должная отвечать требованиям, установленным статьей 21 Закона о рекламе.
Между тем, информационный плакат не сопровождается предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, что является нарушением части 3 статьи 21 Закона о рекламе.
Таким образом, рассматриваемая реклама алкогольной продукции не соответствует законодательству о рекламе.
На основании изложенного индивидуальный предприниматель был привлечен к административной ответственности.