Земельный участок не может быть предметом аукциона, если расположен в границах земель общего пользования

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее – Управление) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) поступила жалоба на действия Организатора торгов при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Согласно доводам заявителя земельный участок, являвившйся предметом аукциона, имеет вид разрешенного использования: улично-дорожная сеть, не мог быть выставлен на торги, т.к. является земельным участком общего пользования.

Проверяя довод жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 8 части 18 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.

Из материалов дела следует, что в границах земельного участка находится территория общего пользования – тротуар.

Под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка (пункт 1 статьи 262 Гражданского кодекса РФ). К землям общего пользования относятся участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс РФ) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в индивидуальное пользование конкретному лицу.

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель, территории общего пользования (пункт 18 части 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ).

Согласно части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Постановлением главы местной администрации городского округа утвержден проект внесения изменений в проект детальной планировки центра города.

Как видно из утвержденного проекта детальной планировки центра земельный участок расположен в границах красных линий, т.е. на территории общего пользования.

Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (пункт 18 части 8 статьи 39.11, часть 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. №1963-О). Включение в состав границ спорного участка территории общего пользования (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса), режим которой направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования, исключает возможность его предоставления в аренду определенному лицу.

При таких обстоятельства, Комиссия Управления пришла к выводу об обоснованности жалобы.

Не согласившись с решением Управления, Организатор торгов обжаловал его в суд. Решением арбитражного суда и постановлением арбитражного апелляционного суда решение Управления оставлено в силе.