Отсутствие надлежащей инструкции привело к необоснованному отклонению заявки

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО на действия комиссии заказчика при проведении аукциона.

Согласно жалобе заявка заявителя была неправомерно признана  комиссией заказчика несоответствующей требованиям ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе. 

Заказчиком установлены требования к товарам характеристики и свойства которых становятся известными в результате результатах испытаний таких товаров, например:

-«бетон тяжелый - тип 1, должен быть с наибольшей крупностью заполнителя более 20 в соответствии с ГОСТ 266332015, марка по прочности на сжатие раствора должна быть М100, марка по морозостойкости раствора не ниже F200, марка по подвижности раствора должна быть Пк3»;

-«щебень фракции 40-70 марки по дробимости не ниже 800, марки по морозостойкости не ниже F200.»;

-«момент сопротивления сечения Wxy должен быть не менее 6,72 см3 (принят исходя из расчета обеспечения устойчивости при воздействии ветровой нагрузки)».

-«поковки должны иметь следующие показатели: категория прочности КП 195(20); КП 175(18)». На поверхности поковок не должно быть трещин, заковов, плен, песочин. Поковки не должны иметь флокенов, трещин, усадочной рыхлости».

В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, должна содержать при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б)конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. 

В соответствии с ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 или 3.1 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Требования документации об аукционе должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об аукционе и действующему законодательству.

Более того, инструкция не содержит положений особого порядка заполнения участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе, в том числе по заполнению заявки с учетом положений п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, а также сведений о результатах испытаний товаров, сведений химического и компонентного состава товаров, показателей технологических процессов их изготовления, а также результатов испытаний таких товаров.

Указанные требования привели к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Ранее ФАС России письмом от 01.07.2016г. №ИА/44536/16 давала разъяснения об установлении требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.

Условия документации об аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик, уполномоченный орган обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.

Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в товарах.

Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика, установившего в документации об аукционе ненадлежащую инструкцию привели к необоснованному отклонению 8 заявок(протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 11.03.2020г.).